Марина Тищенко
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить с детьми знания о жизни диких животных в осеннем лесу. Сформировать умения выделять и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образ их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты.
Материал: Групповая комната похожа на лесную осеннюю полянку. Под елкой притаилась лиса, за березой спрятался заяц, около пенька сидит еж. Все это достигается с помощью ярких, мягких игрушек и пластмассовых маленьких зверей. Корзинка с гостинцами для зверей. Кассета с музыкой Ф. Шуберт «Волшебный лес».
Рисование: Альбомные листы, кисти, краски, баночка,
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Путешествие в удивительный мир природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
свечи, ватные палочки, восковые мелки, спичные коробочки, губки,
пальчики, салфетки.
Ход занятия.
Под звуки музыки Ф. Шуберт «Волшебный лес» дети заходят в группу.
Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес.
С чем нужно ходить в лес? (С корзинками). А наша удивительная корзинка наполнена разными гостинцами, которые мы возьмем с собой. Что в этой корзинке лежит, мы узнаем в лесу.
Воспитатель: А сейчас закрыли все глаза и представили, что мы попали с вами в сказочный лес. Как хорошо здесь. Чистый и свежий воздух, только не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голые леса.
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот.
В. Мирович
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об поздней осени).
- Какой месяц у нас идет сейчас? (ноябрь)
- Какие еще осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь)
- Давайте с вами вспомним четверостишие об осенних месяцах: Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом,
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
- Назовите приметы осени? (небо затянутое свинцовыми облаками; погода пасмурная, холодная дуют сильные ветры; идут холодные моросящие дожди; деревья стоят голые; исчезли насекомые; дни стали короче, а ночи длиннее, люди стали теплее одеваться; птицы улетели на юг; с полей и садов убирают урожай).
Воспитатель: В конце ноября по ночам уже морозно. Можно увидеть молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, промерзает земля.
Я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте:
- Летом шубу одевает, а зимой ее снимает. (Лес)
- И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
- В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет - и всех разбудит. (Солнце).
- Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь -
И прятаться начнут. (Дождь)
- Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
- Русская красавица Стоит на поляне,
В зеленом кофточке,
В белом сарафане. (Береза).
Воспитатель: Молодцы, хорошо умеете отгадывать загадки. А теперь пойдем дальше по нашему волшебному лесу. А у кого это там белый хвостик торчит из-за березки.
- Правильно зайчик.
Опишите зайчика? Какая шерстка, ушки, лапки, хвостик? (Беленький, длинные уши, маленький пушистый хвостик; передние лапки короткие, а задние длинные)
Воспитатель: Ребята, нору зайцы себе не делают. Днем они спят, спрятавшись под корнями дерева, а ночью выходят на охоту. Зимой зарываются в пушистый снег под кустом. Весной у мамы зайчихи рождаются зайчата, кормит она их вкусным молоком.
- Каких врагов у зайчика вы знаете? (лиса, волк, медведь)
Сейчас зайцу особенно тяжело? Почему? (потому, что снег еще не выпал, а он уже поменял свою шкуру на белую).
- Чем лакомится зайчик? (морковкой, капустой, корой деревьев, сеном).
А теперь давайте поищем для зайчика в нашей корзинке, какое- нибудь лакомство и угостим его: морковка, сено, капуста.
Воспитатель: А как вы думаете почему у нас березка стоит зеленая? (Потому, что мы попали в сказочный, чудесный лес, где происходят волшебство. Наши русские березки самые красивые. О них народ слагает стихи, песни).
Воспитатель: Ребята, а кто это там вылезает из под елки? (Еж)
- Что вы знаете о еже, опишите его? (колючий, круглый, маленький).
- Чем еж питается? (черви, ящерицы, гадюка и ужи заползли под деревья, трудно отыскать лягушек и жуков).
-Где живет еж? (в норе. Осенью он готовит нору: носит листья, мох готовится к суровой и длинной зиме).
- Чем занят еж зимой? (Он спит в норе, скоро белый пушистый снег закроет его нору и он долго проспит до весны).
- Давайте с вами проговорим скороговорку про ежа:
«Еж жевал в своем жилье
Ежевичное желе».
- А какие же угощения мы оставим для нашего ежа? (лягушка, жуки, змея).
- Дети, а вы знаете, что медведь уже лег в берлогу и чтобы его не тревожит мы не пойдем к нему в гости. А просто с вами поиграем и вспомним о нем.
Физкультминутка - повторяйте за мной.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили Вот так, вот так,
Г оловой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили И из речки воду пили Вот так, вот так.
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот мы с вами отдохнули и пойдем опять бродит по нашему удивительному лесу.
Воспитатель: - Ребята, попробуйте угадать о каком звере идет речь. Рыжая, хитрая, быстрая, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, лапки стройные тоненькие. Этот зверек герой многих сказок, умный и хитрый, кого угодно проведет).
- Правильно! Лиса!
- Какие вы знаете сказки, где принимает участие лиса? («Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Петушок - золотой гребешок», «Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса» и всегда она ловко обманывает зверей, птиц и людей).
- Днем лиса прячется в глубокой норе. Очень часто лиса занимает домик барсука. Барсук по природе чистуля. Он не выносит мусора около своей норы. И поэтому лиса, чтобы выгнать барсука с жилища оставляет мусор около его норы и барсуку приходится уходит и рыть другую нору. А лиса хитрая остается жить в норе у барсука. Ночью лиса выходит на охоту.
- Чем питается лиса? (Жуками, ящерицами, лягушками, разоряет гнезда птиц, охотится на зайцев, любит мышей, уток, кур, ягоды). Зимой - это мыши. Слух у лисы тонкий и острый. Она ходит по полю и прислушивается не пищат ли под снегом мыши. Если услышит, подкрадывается, ударяет лапами и мыши слыша такой шум пугаются и выскакивают из нор. А лиса тут как тут.
- Давайте мы с вами лисе тоже оставим гостинец: мышку.
- А теперь мы с вами поиграем в игру: «Перелетные и зимующие птицы». Правила игры: Если я называю птиц, которые улетают в жаркие страны-летаете. А если называю зимующих птиц-садитесь.
- Зимующие птицы: Воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, клест, снегирь.
- Перелетные птицы: лебедь, журавль, утка, скворец, соловей, кукушка, ласточка, свиристель.
- А как мы можем помочь птицам перенести наши холодные, суровые морозы? (сделать кормушки, кормить их).
- А, что любят птицы? (хлеб, семечки, зернышки).
Воспитатель: Ребята посмотрите, а у нас еще маленькая полянка на ней тоже собрались звери.
- Каких зверей вы здесь видите? (лиса, белочка, кабан, волк).
- А эти звери пришли на день рождение белочки.
- Давайте мы тоже с вами для белочки нарисуем подарки. Сели все на свои места. Но раз мы с вами были в волшебном лесу и подарки у нас тоже должны быть волшебные, необычные, самые красивые.
- Каждый из вас будет рисовать свой подарок с помощью необычных материалов (ватные палочки, восковые мелки, пальчики, свечи, губка, спичечные коробочки).
- Подумайте, что бы вы хотели подарить белочке на праздник? (ответы детей).
- Сначала рисунок наносим с помощью простого карандаша, а затем начинаем раскрашивать. А теперь маленькие художники творите.
Индивидуальная работа:
Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение- звукозапись Ф. Шуберт «Волшебный лес». Я оказываю индивидуальную помощь. Завершение работы раскладываем на столах по кругу.
Анализ детских работ:
- Дети посмотрите, какие красивые подарки получились у вас для белочки. Какой подарок вам больше нравится, почему? Когда ваши работы высохнут мы их отнесем белочки в сказочный лес. Наше занятие подошло к концу.