Анна Хлызова
Удивительный мир природы
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир природы
Стали люди сильными, как боги,
И судьба земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век,
На земле уж белых пятен нету.
Черные…
Сотрешь ли человек?
Удивительный мир природы… Он встречает нас морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, думать, слушать.
Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.
Публикация «Удивительный мир природы» размещена в разделах
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формировании экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
У подрастающего поколения можно и должно сформироваться новое – экологическое сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций – позиций биоцентризма: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, а мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Указы нашего Президента и постановления правительства возводит экологическое воспитание в разряд первостепенных государственных проблем.
А воспитатель д/сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экономического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, что бы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Изучая литературу, связанные с экологическим воспитанием детей, меня привлёк материал доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца Н. Рыжовой. Она создала экол. Проект «Здравствуй дерево!», разработанный в начале 90-х годов, и уже в течении многих лет используемый в образовательных учреждениях нашей страны. Этот проект состоит из двух ступеней: проекта «Наше дерево» для дошкольников и проекта «Моё дерево» для учеников младших классов.
Экологические проекты имеют и другие ступени: экол. Проект проект города, области, страны, мира.
Используя материал проекта «Наше дерево» я решила опробировать его с нашими детьми, приглашая поучаствовать в этой работе всех коллег нашего д/ сада.
Что такое «экологический проект?» прежде всего – это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задачи может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно возможностями детей.
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й – подготовительный: постановка цели и задачи, определение методов исследования, подготовленная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2-й – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные задачи.
3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анаиз, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта «Наше дерево» разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Участникам проекта. В проекте могут участвовать дети средней, старшей подг. групп.
Сроки проведения – не менее года т. к. ребенок должен имеет возможность проследить изменения в жизни дерева в разные сезоны.
Объект исследований. Почему дерево?
1 Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес проявляют к животным и цветам. Дети часто воспринимают растения как не живые объекты, поскольку у них нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных.
2 Дерево – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так, лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения.
3 С деревом ребенку проще общаться «на равных», легче представить его своим другом.
СОДЕРЖАНИЕ
Подготовительный этап
Подготовка к работе педагогов д/сада.
Воспитатель – главное действующие лицо в организации работы. Именно он организует наблюдения, исследования на прогулках, во время экскурсий, дает задания, привлекает родителей и т. д.
Муз. руководитель – подбирает песни, танцы, инструментальные произведения, связанные с тематикой проекта, готовит с детьми пластические этюды.
Воспитатель по изо – помогает детям создать «портреты» деревьев в разное время года, отразить настроение деревьев при помощи разных материалов (краски, восковые мелки и пр.)., различных техник рисования. Помогает воспитателю подобрать картины, которые можно использовать в рамках проекта, организует экскурсии в картинные галереи, консультирует родителей.
Физрук – проводит во время прогулок участвует с воспитателем в проведении экскурсий.
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
Перед началом работы по проекту рассказать родителям о его целях и задачах; убедить их в необходимости помощи, серьезного отношения к исследованиям детей.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1. Альбом для оформления результатов исследования, наблюдений
2. Карандаши, фломастеры, восковые мелки
3. Линейка
4. Веревка
5. Лупа
6. Фотографии, репродукции картин с изображением разнообразных деревьев
7. Лопатки
8. Дождемеры
9. Ловушки для почвенных животных
10. Упаковочные материалы (стаканчики из – под йогурта, сметаны и т. д.)
11. Кормушки, скворечники
12. Ящик ощущений
13. Модель дерева
14. Бумажные или тканые листья разного цвета
15. Набор «Что нужно нашему дереву» (изображения объектов, которые нужны для жизни дерева: солнышко, лист, дождевого червяка, капельку воды и т. п.)
16. Коробку для коллекции
17. Литература
РАБОТА С ДЕТЬМИ
БЕСЕДА о деревьях. Цель – выяснить представление детей об этих растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой.
Вопросы:
• Чем деревья отличаются от других растений?
• Какие деревья вы знаете?
• Деревья – живые или нет?
• Много ли деревьев растет около нашего д/ сада и т. п.
ЭКСКУРСИЯ. Особое внимание уделять деревьям, их многообразию, красоте, особенностями внешнего вида, сходству, различиям во всем облике. Кто помогает этим деревьям?
ИГРА. Сделать из картона силуэты теревьев и развесить их на деревьях. Задание: найдите где спрятаны эти силуэты. Силуэты можно обнаружить только на деревьях.
ВЫБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЙ
Выбираем с детьми дерево, которое им нравится. Надо сохранить свободу выбора каждого ребенка, но незаметно сделать так, что бы вся группа пришла к согласию, что именно это нравится всем.
ВЫБИРАЕМ ДЕРЕВУ ИМЯ
Дневник наблюдения – тетрадь или толстый альбом для оформления результатов работы.
1. Титульный лист «Наше дерево». Можно разрешить детям оформить обложку как им хочется, что-нибудь нарисовать, наклеить, но они должны соответствовать теме.
2. на первой странице рисуют портрет своего дерева и подписывают его название и имя. Рисунок может заменить кол-вная фотография «Мы и наше дерево».
3. Вторая страница называется «Что нужно нашему дереву?»
На этой страничке нарисовать солнце, воду, кусочек земли, дождевого червя, ветер, пчелу или шмеля, воздух, птицу.
Предметы ухода за деревом: лопату, лейку, грабли.
Эту страничку можно заполнять по разному: сразу, либо постепенно, по мере получения знании детьми.
4. Третья страница называется «Паспорт нашего дерева»
Здесь указываются общие данные: возраст дерева (старое, молодое, его высота, «ширина» (диаметр ствола, «соседи» наличие молодых деревьев того же вида или его отростков «деток», гнезд на дереве.
На остальных страницах периодически записываются высказывания детей, результаты наблюдении, дети рисуют (например страничка «наше дерево под снегом», «земля-почва», «листья», «корни», «трава», «кто с ним дружит» и т. д.) название страничек зависит от частоты наблюдении и их разнообразия.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
На этом этапе дети наблюдают за деревом, проводят разные исследования. Исследовательская деятельность обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением сказок, играми и другими видами детской деятельности. Параллельно с исследовательской дети участвуют в трудовой деятельности.
ПРИМЕРВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Знакомимся с деревом
1. Предложить детям познакомиться с новым другом поближе. Хорошо ли они знают свое дерево?
2. Какой высоты дерево? Выше или ниже детей? Толще или тоньше?
3. Какова ширина (диаметр) дерева?
4. у детей есть друзья, знакомые, соседи. А у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? И т. д.
Изучаем листья
1. На дереве много листьев или мало? Густая крона у нее или нет?
2. Может ли тень нашего дерева двигаться?
3. Исследование листьев: погладить руками сверху, снизу. Какой он?
4. Как прикрепляется лист к ветке? И т. д.
Изучаем кору и ствол
1. Предложить детям найти место, где ствол самый широкий, а где самый узкий?
2. Погладить кору. Какая она?
3. Есть ли на дереве дупла или трещины?
4. Есть ли на коре вашего дерева следы, оставленные человеком?
Изучаем цветки
1. Отметить время появления первых почек, из которых потом вырастут цветки.
2. Цветки нашего дерева заметны из далека? Или вы нашли их не сразу?
3. Чем пахнет цветок? Когда запах сильнее перед дождем или после? Ит. д.
Изучаем корни
1. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле?
2. Если дерево старое, обследуйте прилегающие к нему участки. Може быть вы обнаружите, что некоторые корни выходят на поверхность земли и т. д.
Изучаем плоды и семена
1. Поищите под деревом его семена. Какие они? Легкие, тяжелые? Большие, маленькие?
2. Использует ли их как нибудь человек семена, плоды таких деревьев как ваше? Для чего? И т. д.
Изучаем животных
1. Какие животные (птицы, звери, насекомые) посещают наше дерево в разное время года?
2. Детально с лупой обследуйте кору, листья, цветы. Каких насекомых вы обнаружили? И т. д.
Изучаем почву
1. Каждую осень с дерева падают листья, куда они исчезают, если люди их не убирают?
2. «Покормите» свое дерево: закопайте под ним остатки кожуры овощей, фруктов, яичную скорлупу, птичий помет. Для чего это делается? И т. д.
Изучаем снег
1. Отметьте дату, когда од вашим деревом появился первый снег.
2. Измерьте глубину снега.
3. Понаблюдайте, где снег растает раньше, под деревом или на открытом месте? Почему и т. д.
Дождь и иней
1. Опыт с использованием дождеметра.
2. Любит ли ваше дерево дождь? Может ли он напоить растение? Меняется ли после дождя цвет листьев, коры, их запах? И т. д.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Формы работы
1. Сочинение рассказов
2. Игры
3. Музыка
4. Изо
5. Математика
6. Литература
7. Праздник «День дерева»
8. Составление рекламы
9. Составление рекомендаций
10. Ремонт старых книг
11. Сбор макулатуры
Работа на сентябрь:
1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего.
2. Придумать для него подходящее имя.
3. Узнать кто посадил это дерево.
4. Выяснить это дерево наших лесов или это «Пришелец» из других мест? Если да, то где его родина?
5. сделать кормушку и повесить на свое дерево.
6. Подготовить тетрадь, в которой будут отмечаться результаты наблюдений, за жизнью растений и дерева.
7. Оформить уголок для дерева в группе.
8. Подготовить оборудование для исследований и опытов.