Татьяна Дьяченко
Конспект занятия по экологии в средней группе «Лесные жители»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: уточнить знания детей о растительном и животном мире, расширить знание детей о лесных и диких животных (о белке, лисе, бобре, волке и т. д.)
воспитывать любовь к родной природе, дать элементарное представление о экологии (не называя слово экология) : развивать логическое мышление, образность речи;
воспитывать умение видеть красоту животного мира, желание его сохранять.
Словарь:
травоядные, хищники, грызуны, млекопитающие, пестун, переярок.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе „Лесные жители“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
картинки с изображением листьев и семян деревьев, картинки с изображением диких животных, «старичок-лесовичок»; грамзапись с голосами птиц; музыкальное оформление к песне.»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами отправимся в лес. Но в машину так много людей не поместится и мы поедем на автобусах. Чтобы в пути нам не было скучно, давайте споем песню.
Дети поют песню «Автобус голубой»
Воспитатель: Ну вот мы и приехали в лес. Пусть наш автобус отдохнет, а мы немного погуляем в лесу.
Ребята, прежде чем отправиться на прогулку, скажите как надо вести себя в лесу?
Ответы детей (нельзя разжигать костры, разбрасывать мусор и т. д.)
Воспитатель: Прислушайтесь, как звонко поют птицы. Где же они прячутся?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: Правильно. В первую очередь на деревьях. А какие деревья растут в лесу?
Дети: Береза, тополь, сосна, дуб…
Воспитатель: Правильно. Присмотритесь к листочкам на картинке и скажиет каким деревьям они принадлежат
Дети угадывают деревья по листьям.
Воспитатель: Правильно. Молодцы, вы хорошо знаете деревья.
У каждого дерева есть детки. Это семена. Посмотрите на этот рисунок и скажите : с чьей ветки эти детки?
Дети угадывают деревья по семенам.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что в лесу живут не только птицы. Под деревьями и на деревьях можно встретить много лесных жителей. Сейчас я вам загадаю загадки и вы вспомните, кто живет в лесу.
Загадки о животных:
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Есть в реке работники
НЕ столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (бобры)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами (еж)
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (заяц)
Посмотри-ка, какая —
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой (лиса)
Воспитатель: Все загадки вы отгадали правильно и вспомнили, какие животные живут в лесу.
А вы знаете, что звери, как и люди учатся, но только у них своя грамота — лесная. Зверюшки только появятся на свет, а уже многое знают. Остальному их учат родители. Сначала малыши учатся запоминать и узнавать своих родителей. Затем знакомятся с родственниками. Лисы, медведи, ежи - с семьей, лоси, олени, косули — со стадом, волки — со стаей. Если случайно погибнет собственная мать, звереныш может обзавестись приемной. В первые два года жизни малыши так же учатся строить дом — рыть норы, устраивать логово или берлогу.
А еще маленькие зверята ходят в детский сад, но не в такой как у нас, а в свой — лесной. Малыши зверята очень любопытны, любят играть, шалить. Поэтому взрослые звери приставляют к ним нянек — своих прошлогодних детей. В медвежьей семье такую няньку называют пестуном. У волков — переярок — молодой волк. Своих детенышей у него еще нет, и всю свою заботу и любовь он отдает своим младшим братьям. Вместе с родителями ловит для них добычу, охраняет волчат от врагов, развлекает их, участвует в играх. Так заботятся о малышах и другие звери.
Есть среди зверей и свои сони, которые очень любят поспать.
Каких вы знаете зверей -сонь? Кто засыпает зимой?
Дети: Медведь
Воспитатель: Правильно. А кто знает почему медведь зимой «лапу сосет»?
Ответы детей.
Воспитатель: Просто в середине зимы кожа на лапах начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.
А кто еще спит зимой?
Дети: Ежи
Воспитатель: Правильно. На зиму он сворачивается клубком в логове, утепленном мехом, листьями, травой, и спит более шести месяцев. Все это время он не ест и не двигается
Еще в зимнюю спячку ложатся барсуки. Еще осенью они начинают готовиться к зиме. Много едят — все, что попадается: жуков, слизней, ящериц, лягушек, мышей. Лесные ягоды и плоды. Затем сгребают листья, устраивают мягкую постель и ложатся на зиму спать.
Воспитатель: А кто знает, для чего же зверям нужны хвосты? Почем у некоторых животных они длинные и пушистые, а у некоторых хвостики еле-еле видны?
Оказывается, что хвосты зверям очень нужны. Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки — быстро ее бесхвостую поймают. А с хвостом лиса их обманет. Поведет хвостом вправо, а сама влево метнется. Когда белка прыгает с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе, помогает белке сохранить равновесие. В зимнюю стужу белка прикрывается хвостом, как одеялом. А белый хвостик оленихи помогает оленятам не потерять свою маму в лесу.
Звери не похожи друг на друга. И все они по разному питаются. А вы знаете, чем питаются дикие животные?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Одни животные едят листья и траву. Они так и называются травоядные. У всех травоядных на ногах копыта. А вот рысь и волк — хищники. Они охотятся на других животных.
Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Белки и мыши тоже грызут все, то им по зубам - грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они — и зайцы, и белки, и мыши называются грызунами. Медведь тоже хищник. Но охотится он не так часто. Зато, если встретит в лесу заросли малины — ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел — с большой охотой будет есть мед. Может отыскивать грибы, выкапывать из земли корешки растений, ловить рыбу.
Дикая свинья научит своих поросят рыться в земле, а рысь научит своих рысят охотиться.
Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, мамы кормят их молоком. Вот почему их — и травоядных, и хищников, и грызунов — называют комплектующимися.
Вспомните, чем питаются ежи.
Ответы детей.
Воспитатель: Вот на картинке еж. Он увидел грибок, но не может до него добраться. Помогите ему. Посмотрим, чей же ежик доберется быстрее до гриба.
Дети разгадывают лабиринт.
Воспитатель: А на этой картинке звери сели обедать. Но кто-то перепутал тарелки с едой. Давайте поможем зверюшкам найти то, что они обычно едет.
Воспитатель: Ну, а сейчас мы с вами поиграем на лесной полянке. Эта игра называется «найди свою ветку».
Я вам раздам плоды и листья деревьев, а вы по сигналу: «Детки найдите свои ветки» будете искать себе пару. В каждой паре должен быть листик и плод с одного дерева.
Игра «Найди свою ветку».
Воспитатель: Мне кажется мы хорошо отдохнули в лесу, а теперь пора отправляться назад в детский сад. Посмотрите, не оставили ли мы в лесу мусора. Не оставили. Молодцы. Садитесь в автобус и попрощайтесь с лесом:
Пришла пора прощаться с вами,
Прощаться с лесом нам,
Прощаться и с гостями.
До свидания!
Желаем счастья Вам.
Еще раз приходите в гости к нам.