Наталья Стешенко
Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки «[С]» и «[С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»».
Задачи: Познакомить детей с артикуляцией звука «с». Учить правильно произносить звук «с» в слогах, предложениях. Развивать фонематический слух детей, связанную речь. Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.
Публикация «Конспект занятия в средней группе по развитию речи „Звуковая культура речи „Звуки „[С]“ и „[С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная подготовка: Д/и: «Четвёртый лишний», «Первый звук твоего имени»; отгадывание загадок, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса детей.
Оборудование и материалы: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.
Ход занятия
Дети рассаживаются на стульчики поставленные полукругом.
1. Организационная часть.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы узнаете, отгадав загадку:
Загадка про язычок.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его не сказали б ничего.
Дети: Это наш язык. (На магнитной доске вывешивается изображение Язычка)
Воспитатель: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. (На магнитную доску вывешивается домик Язычка).
2. Основная часть.
Игровое упражнение «Весёлый язычок»
Воспитатель: Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.)
Воспитатель: Язычок то выглядывает из домика, то прячется".
Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.
Воспитатель: Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и".
Дети: Поют негромко вместе с воспитателем.
Игровое упражнение «Песенка воды»
Воспитатель: С-с-с-с, – полилась из крана вода.
- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.
- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)
Воспитатель: Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Дети вместе с воспитателем поют «Песенку воды»: «С-с-с-с»
Воспитатель: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".
Воспитатель: Давайте послушаем, как песня воды получается у. (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)
А теперь споем песенку все вместе.
Дети совместно с воспитателем повторяют ещё раз «Песенку воды».
Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Воспитатель: Если петь «Песню воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с, то кажется, что вокруг губ танцует ветерок.
- Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним, и разрешите ветерку потанцевать.
Дети подносят к губам ладонь, но не прижимают к ним и медленно, отрывисто произносят звук «с».
Воспитатель: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.
Физминутка «Катились колёса»
Катились колёса, колёса, (Руки согнуть в локтях, совершать
колеса вращательные движения вперед.)
Катились колёса все влево, все косо. (Вращательные движения локтями назад.)
Скатились колёса на луг под откос, (Наклоны туловища влево – вправо, руки на поясе)
И вот, что осталось от этих колёс. (Выпрямиться, развести руки в стороны.)
Дети возвращаются на свои стульчики.
Песенка с бумагой «Ветерок»
Воспитатель: Посмотрите: сейчас я буду петь «Песню воды», и полосочка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели?
Дети: Бумажка шевелилась. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по узкой полоске папирусной бумаги.)
Воспитатель: У каждого из вас теперь тоже есть такая волшебная полосочка. Поднесите её ко рту и спойте «Песенку воды».
Дети: Подносят полосочку ко рту и поют «песенку воды»: С-с-с-с.
Воспитатель: Отложите бумажную полосочку под стул и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на «Песню воды».
- Сначала он запел: "Са-са-са".
- Что запел Язычок?
Дети: Са-са-са. (Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)
Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось".
Дети: Ся-ся-ся, ось-ось-ось. (Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)
Чистоговорки
Воспитатель: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:
Су-су-су – ягоды в лесу.
Ус-ус-ус – на елке много бус.
Са-са-са – под кустом лиса.
Ас-ас-ас – свет в огне погас.
Со-со-со – у Кати колесо.
Ос-ос-ос – много, много ос.
Сы-сы-сы – на стене часы.
Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.
Ся-ся-ся – поймали карася.
Сю-сю-сю – кашу съели всю.
Си-си-си – уехало такси.
Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь.
Дети повторяют чистоговорки за воспитателем каждую по 2 раза.
Воспитатель: Ой кто-то стучится (вносит сороку -белобоку) читает русскую народную песенку «Сорока, сорока.»:
Чтение русской народной песенки «Сорока, сорока».
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала
Гостей скликала
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости - на двор,
Кашицу - на стол
Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?
Дети: К нам сегодня на занятие приходил Язычок. Сегодня на занятии мы пели песенки и чистоговорки, играли.