Евгения Климентьева
Конспект занятия в средней группе «Откуда берется звук?»
Откуда берется звук?
Цель: создание условий для овладения навыками зкспериментирования; формирование представлений о происхождении звука.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о происхождении звука (колебании);
-поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую активность;
-учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы;
-создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Откуда берется звук?“» размещена в разделах
Развивающие:
-развивать познавательный интерес через ознакомление с техникой проведения опытов по изучению происхождения звука, наблюдать, умения сравнивать, делать выводы;
-развивать внимание, мышление, речь.
Воспитательные:
-воспитывать любознательность.
Материалы и оборудование: детские музыкальные инструменты, гитара, металлическая линейка, листы бумаги.
Ход:
1. Вхождение в игровую ситуацию
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
(Дети выполняют действия по тексту).
Л: Что мы сейчас делали?
Д: Топали, хлопали, шумели.
Л: Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются – шумы. Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков».
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа
Л: Ребята, в нашей группе можно услышать много разных звуков. Послушайте. Что вы слышите?
Д: Ваш голос, шумит вода в кране, разговаривают и т. д.
Л: А как вы думаете, звук можно увидеть?
Ответы детей.
Л: Нет, нельзя. Действительно, мы слышим разные звуки, но не видим их. Вы хотите узнать, как это происходит? Тогда я предлагаю вам превратиться в сыщиков и вместе раскрыть «дело звука». Приглашаю вас пройти к ширме.
3. Игровое упражнение «Угадай по звуку»
За заранее установленной ширмой находятся детские музыкальные инструменты и различные звучащие предметы. Логопед издаёт звуки с помощью этих предметов. «Сыщики» определяют, что за звук они услышали.
4 Проведение экспериментов
Эксперимент 1. Волшебная струна.
Л: «Сыщики», для раскрытия нашего дела мы попробуем «поймать» звук. Посмотрите, какой инструмент лежит на столе?
Д: Гитара.
Л: Да, это струнный инструмент гитара. Я предлагаю вам провести по струне и послушать звук, затем опять дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился?
Д: Струна перестала петь.
Когда я держу струну, звука нет. А отпускаю, есть звук.
Потому, что струна не движется.
Л: Действительно, звук продолжается до тех пор, пока движется (колеблется) струна. Когда мы останавливаем струну, звук тоже прекращается. (Логопед проводит по струне, а потом останавливает её). А как же возникает звук?
Д: Струна стала двигаться.
Л: Звук появляется, когда под каким-либо воздействием происходит быстрое движение воздуха вперёд-назад. Это движение называется колебанием. Попробуйте ещё раз «поймать» звук -проведите по струне, заставьте её двигаться. (Дети выполняют действия).
Эксперимент 2. Звучащая линейка
Л: «Сыщики», мы с вами поймали звук гитары. Как вы думаете, а линейка может звучать и как? (Воспитатель демонстрирует детям металлическую линейку)
Предположения детей:
Д: Нет, не может.
Может, если ей ударить.
Нет. Линейка не музыкальный инструмент, по ней чертят.
Л: Давайте проверим. (Логопед кладёт один край линейки на стол, придерживает его и предлагает кому-либо резко опустить и поднять свободный край линейки).Что происходит? Линейка дрожит, колеблется. А можем ли мы прекратить звук? Что для этого сделать?
Предположения детей:
Д: Положить на неё руку.
Остановит её.
Л: Давайте попробуем. (Дети останавливают линейку рукой). Что произошло?
Д: Звук прекратился.
Л: Почему?
Д: Линейка не движется, и воздух около неё не движется.
Л: Всё верно, мы можем прекратить звук, если остановим линейку рукой. Линейка не колеблется и воздух около линейки не движется.
Эксперимент 3. Звучащий лист
Л: Давайте с вами возьмём лист бумаги, свернём его в трубочку, подуем в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Что почувствовали? (Звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Значит, делаем вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется);
Эксперимент 4. Звучащий голосок
Л: Я предлагаю вам «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все.
Л: Что для этого сделали, чтобы вас услышали? (сказали громким голосом). Откуда выходили громкие звуки (из горлышка).
Поднесите руку к горлышку и произнесите разные слова то шепотом, то очень громко. Что почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет).
У нас с вами в горлышке находятся голосовые связки, они похожи на натянутые ниточки: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.
5. Беседа «Как появляется звук?»
Л: Ребята, давайте расскажем, как появляется звук.
Ответы детей:
-Звук появляется, когда под каким-либо воздействием происходит быстрое движение воздуха вперёд и назад.
-Это движение называется колебанием. (Если дети затрудняются делать вывод, логопед помогает им).
Л: Молодцы! «Сыщики», большое вам спасибо за помощь в «расследовании дела». Благодаря вашему активному участию, мы узнали, откуда «пришел» звук.