Иоланта Баканавичюте
Конспект занятия в средней группе «Цветные льдинки» в образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема «Цветные льдинки»
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 86 Центрального района СПб: Баканавичюте Иоланта
Цель: создание условий для экспериментирования с водой и краской.
Задачи:
Образовательные :
- формирование представлений о замерзающей на холоде воде;
- знакомство со свойством растворения краски в воде;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Цветные льдинки“ в образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- развитие речевой активности;
- систематизация представлений и знаний о зиме, как времени года;
- закрепление умения сопровождать рассказ жестами и движениями;
Развивающие :
- развитие моторной памяти, слухового и зрительного внимания, памяти;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие логического мышления;
- развитие наблюдательности;
Воспитательные:
- формирование положительных эмоций ;
- формирование умения заниматься в коллективе и взаимодействовать друг с другом;
- формирование чувства прекрасного и желания познавать нечто новое путем экспериментирования.
Предварительная работа: разучивание песенки-умывалочки «Чистюли»,
беседы о зиме, разучивание пальчиковой гимнастики «Снежинки»
Оборудование и материалы: формочки для льда, кубики льда, гуашь, стаканчики с водой, веревочки, счетные палочки, белый игрушечный белый мишка, декоративная ель, серебристый дождик, поднос, салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я увидела сегодня под нашей елочкой. Правильно! Это белый Мишка. Он пришел издалека, устал и заснул. И вы сегодня рано встали. Чтобы проснулись наши глазки, наши ушки и наш гость, я позову песенку-умывалочку (игра-разминка на стульчиках под музыкальное сопровождение Екатерины Железновой «Чистюли»)
Воспитатель. Вы проснулись, умылись и готовы к занятию (звенит колокольчик) Вот и колокольчик зовет нас за стол! Отгадайте, о каком времени года моя загадка:
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня (зима).
Дети: Зима!
Воспитатель: Верно. Сейчас время года – зима. Сколько месяцев длится зима?
Дети: три.
Воспитатель: Давайте вспомним признаки зимы. Вот наша зимняя картина (на мольберте стоит картина с зимним пейзажем) (рассказ сопровождается жестами и движениями) :
Пришла зима – обвести картину жестом.
Стало холодно – обхватить себя руками и поежиться.
Ударили морозы – стукнуть правым кулаком по левой ладони.
Реки покрылись льдом – поставить руки перед грудью и горизонтальными
движениями развести их в сторон
Пошел снег. Он падал белыми пушистыми хлопьями – поднять руки вверх и плавными
зигзагообразными движениями опустить вниз:
на дома – соединить ладони над головой домиком,
на деревья – поднять руки вверх, пальцы растопырить, изображая ветки,
на людей – положить руки на голов
Основная часть.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, кто знает, откуда пришел наш гость?
Дети: С севера.
Воспитатель: Правильно. Чего много на севере?
Дети: Снега.
Воспитатель: Верно. Напомните мне, из чего состоит снег?
Дети: Из снежинок!
Воспитатель: Давайте покажем нашему Мишке, как вы умеете складывать снежинки из палочек?
Дети: Да!
Воспитатель: В природе снег какого цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: А наши. снежинки будут веселые, разноцветные
Воспитатель раздает счетные палочки.
Воспитатель: Василиса, какого цвета у тебя палочки?
Воспитатель спрашивает каждого ребенка.
Воспитатель: Чтобы собрать снежинку, что мы вкладываем сначала? Дети: Крестик.
Воспитатель: Да, а потом добавляем палочки.
Воспитатель. Миша, посмотри, какие красивые снежинки получились у ребят. В благодарность Мишка приглашает вас поиграть.
Динамическая пауза. Игра «Медведь»
Как на горке – снег, снег – дети встают в круг и медленно поднимают руки.
И под горкой – снег, снег – приседают, поднимают руки.
И на елке – снег, снег – встают, поднимают руки.
И под елкой снег, снег – приседают, опускают руки.
А под снегом спит медведь – на цыпочках бегут по кругу.
Тише, тише… Не шуметь! – руки на поясе.
Воспитатель. Ребята, наш гость пришел сегодня не с пустыми руками. Он принес что-то очень интересное и необычное. Но прежде ответьте на вопрос. Что происходит со снегом, если его принести в тепло?
Дети: Он тает.
Воспитатель: И превращается в воду. А если воду поместить в холод, например, вынести на улицу на мороз. Что станет с водой?
Дети: Замерзнет и превратится в лед.
Воспитатель: Вот наш северный Мишка привез из родного холодного края разноцветные льдинки.
Дети рассматривают и трогают кубики льда.
Воспитатель. Какие льдинки? Опишите их.
Дети: Холодные, цветные. Красные, желтые…
Воспитатель: Как вы думаете, для чего у каждого ледяного кубика есть веревочная петелька?
Дети: Повесить куда-нибудь.
Воспитатель: Да, повесить, как украшение. Что мы с вами украшали недавно дома, в детском саду?
Дети: Елку.
Воспитатель: Украсим эту елочку еще раз таким необычными игрушками?
Дети: Да!
Дети подходят к столику с елочкой и вешают льдинки. Елочка стоит на подносе.
Воспитатель: Мишка хочет и вас научить делать такие необычные льдинки. Как вы думаете, что нам понадобится для этого?
Дети: Вода. Петельки. Кисточки…
Воспитатель: Правильно, вода, петельки, краски! Давайте вместе с Мишкой отправимся к чудо-столику и немного поколдуем. Но пройти туда мы сможем только преодолев препятствие: нас ждет ледяная дорожка. Идти нужно аккуратно, не оступиться.
На полу выложена дорожка из серебристого дождика. Дети по очереди подходят к отдельно стоящему столику с оборудованием.
Воспитатель: Мишка говорит, что нам понадобятся формочки для льда и цветная вода. Но как же получить цветную воду?
Дети: Добавить краску в стаканчики с водой!
Воспитатель: Правильно. Ребята, колдовство наше непростое. Глазки нужны внимательные, а пальцы ловкие. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы все получилось.
Воспитатель с детьми выполняют пальчиковую гимнастику «Снежинки» :
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с
указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная
с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? В ладошке вода! На первый вопрос сжать кулаки, на второй –
разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй –
разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи… Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. Повертеть ладонями перед собой.
Воспитатель: Мишка, ребята готовы, можем начинать.
Мишка «объясняет» : Нужно намочить кисточку, взять немного краски и опустить в стаканчик с чистой водой. Размешать и налить в формочку. Если мы возьмем краску красного цвета, вода окрасится в какой цвет?
Дети: Красный!
Воспитатель: Синюю краску? Зеленую? Желтую?
Дети: Синий! Зеленый! Желтый!
Дети смешивают в стаканчиках воду и краски.
Воспитатель: Теперь нужно очень аккуратно налить воду из стаканчика в формочку.
Вместе с воспитателем дети поочередно переливают воду в форму.
Воспитатель: Мы ничего не забыли?
Дети: Забыли! Мы забыли опустить петельки в формочки.
Дети опускают петельки в каждую ячейку.
Воспитатель: Вот наше колдовство свершилось. Получились разноцветные льдинки?
Дети: Да!
Нет! Вода еще не замерзла.
В группе тепло, а льдинкам нужен холод!
Воспитатель: Совершенно верно. Поэтому я вынесу наши формочки на улицу на мороз, а завтра мы посмотрим, что же у нас получилось.
Подведение итогов.
Воспитатель: Мы славно потрудились. Вам было интересно?
Дети: Да!
Воспитатель: Что вам понравилось?
Дети: Понравился мишка. Понравилось ходить по «ледяной» дорожке! Раскрашивать воду! Переливать воду в формочки!
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали или вспомнили?
Дети: Мы узнали, что там, где живут белые медведи много белого снега! Вспомнили, что вода на холоде замерзает. Что если добавить в воду краску, лед будет цветной.
Воспитатель: Молодцы. Теперь скажем Мишке большое спасибо и до свидания.
Дети благодарят Мишку и прощаются с ним.