Дженет Летифова
Конспект занятия в средней группе «Наши пернатые друзья»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: закрепить представления детей о птицах и многообразии их видов; закрепить навыки порядкового и количественного счета, представления о геометрических фигурах.
Задачи
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные: расширять представления детей о различных видах птиц, особенностях их внешнего вида, образа жизни и питания; закрепить понятия перелетные и зимующие птицы, домашние и дикие птицы, навыки классификации птиц по этим признакам; совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах 5; закрепить знание основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал).
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к птицам; формировать умение работать в коллективе, в паре, учить уважать мнение товарищей.
Развивающие: развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое мышление, внимание, память, воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предварительная работа:
рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Птицы», беседы по ним;
наблюдение за птицами на прогулках и экскурсиях;
отгадывание загадок о птицах, чтение стихотворений, сказок;
дидактические игры на изучение порядкового и количественного счета и геометрических фигур.
Материалы и оборудование:
игрушка попугай;
аудиозапись звуков тропического леса;
картинки из серии «Птицы» (перелетные, зимующие, дикие, домашние птицы);
наборы картинок «Перелетные и зимующие птицы» (по 3 каждого вида) – на каждую пару детей;
фланелеграф, геометрические фигуры для составления утки (для воспитателя);
принадлежности для аппликации на каждого ребенка – наборы геометрических фигур «Утка», основа для аппликации (плотная бумага или картон, клей, кисточки, салфетки.
Ход НОД
І. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, я очень рада васвидеть. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. А сейчас сделайте глубокий вдох и выдох. Поднимите правую ручку и покажите пальчики, а теперь левую руку и покажите пальчики. А теперь вдохнули глубоко и выдохнули. Покажите мне пальчики правой руки, пальчики левой, давайте их подружим (упражнение на координацию движений и развитие мелкой моторики пальцев рук).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Один, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Один, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель: - Молодцы, какие вы дружные!
Сюрпризный момент
Звучит музыка – звук тропического леса. Воспитатель показывает игрушку-рукавичку – попугая.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, какой у нас сегодня необычный гость! Кто же это?
Дети: - Попугай!
Воспитатель (обращаясь к игрушке) : - Как же тебя зовут? Нашего гостя зовут попугай Кеша, он услышал, какие вы дружные ребята и ему очень захотелось с вами познакомиться. А еще Кеша хочет пригласить вас в увлекательное путешествие по миру птиц
- Птицы поднимаются выше облаков,
Птицы – это звуки леса, поля и садов.
Птицы – это удивительная красота,
Будем птиц любить мы и беречь всегда!
ІІ. Основная часть.
Игра «Посчитаем птиц»
Воспитатель: - Давайте поиграем. Я буду прикреплять картинки с изображением птиц, а вы назовете, что это за птички к нам прилетели.
Воспитатель прикрепляет к доске картинки с изображениями различных птиц (воробей, голубь, ворона, синица, лебедь).
- Давайте посчитаем, сколько всего у нас птиц. (5)
- А теперь немного усложним. … (обращаясь к ребенку, какая по счету ворона? Какая птица по счету вторая? Четвертая? И. т. д. (обратиться к детям по очереди, назвать всех птиц и определить их порядковое число).
Беседа о птицах
Воспитатель: - Молодцы, ребята, правильно. Все птицы разные, но что-то их объединяет и отличает от других живых существ, как вы думаете, что? (ответы детей)
Дети: - У птиц есть крылья, они умеют летать. Тело птицы покрыто перьями. У птиц есть клюв, с помощью которого они едят.
Воспитатель: - А чем питаются птицы? (зернышки, жуки, червячки, мелкие грызуны).
- Представьте, что случилось бы, если бы птиц не было. Если птиц не станет, то станет непривычно тихо, ведь они перестанут петь, наши леса и поля умолкнут. А еще произойдет настоящая беда: расплодятся вредные насекомые, мелкие грызуны-вредители, которые уничтожат вокруг все растения, погибнут деревья, пропадут посевы на полях и в огородах. Птицы – наши друзья, помощники человека в поле и в саду.
- Дети, а вы знаете, какие птицы улетают осенью в дальние края? Как их называют? (перелетные птицы) Почему они улетают, как вы думаете?
- А какие птицы остаются зимовать? (дети называют)
Игра «Перелетные и зимующие птицы». Работа в парах
Воспитатель: - Перед вами на столах лежат картинки с перелетными и зимующими птицами (по три). Разложите отдельно зимующих и перелетных птиц, назовите их.
Дети выполняют задание.
- Молодцы, справились с заданием. А теперь пора немного отдохнуть.
Физкультминутка
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Игра «Прилетели птицы»
Воспитатель: Сейчас я буду называть птиц, а вы внимательно послушайте. Если я назову не птицу – хлопайте в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, лисицы.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы.
- Все вы – молодцы!
Аппликация птиц из геометрических фигур
Воспитатель: - А еще птицы бывают дикие и домашние. Почему их так называют? (ответы детей) Каких вы знаете домашних птиц?
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе утку из геометрических фигур.
- Дети, посмотрите, что это за птичка у меня получилась?
Дети: - Это утка.
Воспитатель: - Из каких геометрических фигур она составлена? … (называет ребенка, покажи и назови фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал)
Воспитатель: - Утка – домашняя птица или дикая?
- Бывают утки домашние, которые живут с человеком. А бывают дикие, дикие утки – перелетные птицы и на зиму улетают.
- Как вы думаете, какая это утка на фланелеграфе? (ответы детей)
- Давайте сделаем аппликацию такой из фигур, которые лежат перед вами на столах.
Дети делают аппликации из геометрических фигур.
Воспитатель: - Из каких фигур вы сделали уточек? Из какой фигуры клюв (крылья, шея, туловище, глаза?
ІІІ. Подведение итогов.
Воспитатель: - Ребята, у кого из вас дикие уточки, а у кого домашние? Пусть дикие утки составят компанию нашему гостю, попугаю Кеше и отправятся с ним в теплые края. А домашние птицы останутся возле дома. (помогает детям расставить аппликации на столе возле попугая и возле игрушечного домика).
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? Во что вам понравилось играть больше всего? Вы хорошо потрудились, поиграли и узнали много нового, мне с вами было очень интересно и весело.