Наталья Доброквашина
Конспект занятия в средней группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.
Обучающие задачи:
• упражнять в наблюдательности за окружающей средой;
• закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;
• учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;
• продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
• создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
• способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
• воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»,
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.
А чтобы узнать, что будем исследовать, отгадайте загадку.
Загадка:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух).
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох, а затем выдох. Что мы с вами сделали?
Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух.
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим?
Дети: Он прозрачный и невидимый.
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: Бесцветный.
Воспитатель: Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух прозрачный, бесцветный, но он вокруг нас, предлагаю провести несколько опытов!
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, то есть прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух внутри и вокруг нас».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух?
Ответы детей.
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».
(Дети поочередно кладут в тазик с водой стеклянные шарики, железные мелкие предметы, пробки, поролоновый мячик и другие предметы. И наблюдают какие из них тонут, а какие плавают).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы можем сделать вывод, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, а в которых нет воздуха тонут.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты,
Вправо – влево, влево – вправо,
Клонятся цветы и травы
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
Выше, веселей вот так
Переходим все на шаг
Вот и кончилась игра
Заниматься всем пора!
Опыт 3. Движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и так далее). Ветер – это движение воздуха.
Я предлагаю вам, увидеть и почувствовать движение воздуха. Давайте подуем на небольшие и лёгкие предметы и увидим, как они двигаются.
Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?
Дети: Небольшой ветерок, чувствуем как движется воздух.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: А ещё я предлагаю поиграть в игру «Весёлое перышко». Мы будем дуть на наши перышки и посмотрим у кого дольше и выше будет летать пёрышко.
Опыт 4. Чем пахнет воздух?
Воспитатель: Как можно почувствовать запах воздуха?
Дети: Понюхать.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или других пахучих веществ.
Вывод: Воздух не имеет запаха, но переносит запахи.
Опыт 5. Можем ли мы услышать воздух?
Воспитатель: На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд.
Давайте с вами возьмём свистульки и подуем в них. Что же происходит?
Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из свистульки.
Воспитатель:Так же мы может услышать воздух и другим способом (воздух, издаваемый из резиновой игрушки, музыкально – духовые инструменты).
Вывод: Звук возникает при быстром движении воздуха.
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).
Дети: Что воздух постоянно нас окружает;
что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
что воздух легче воды;
что воздух есть внутри предметов;
что воздух есть внутри людей;
что чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать;
что ветер – это движением воздуха. Воздух можно услышать.
Воспитатель: А ещё, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите её на лист бумаги, а теперь дуйте на неё в трубочку, создавая салют.
Какие красивые картины у нас получились. Давайте ими мы с вами украсим нашу группу!
Но воздухом можно не только рисовать, но и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри! Дети дуют мыльные пузыри.