Веремеенко
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в прошлое Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по знакомству с историей и традициями родного края для детей средней группы.
«Путешествие в прошлое Кубани».
Программные задачи:
Познакомить детей с историей Краснодарского края, кубанскими традициями.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Путешествие в прошлое Кубани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Средняя группа
- Темочки
Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, употребляя в речи простые и сложные предложения.
Воспитывать интерес, любовь к своему прошлому, уважение к настоящему, эстетический вкус.
Оборудование:
Презентация «Прошлое Кубани», шапка, солёное тесто.
Ход деятельности.
Воспитатель:
Как жили деды-прадеды
Поведать, я хочу.
О казаках кубанских
Сейчас вам расскажу.
Воспитатель: - Ребята, каждый человек, рожденный на земле имеет свою малую Родину.
Ребята, как называется наша с вами малая Родина?
Дети: называется Краснодарский край.
Ребята, а еще можно назвать наш Краснодарский край – Кубань.
И люди, которые жили на Кубани назывались - Кубанские казаки.
Для жилья казаки строили себе хаты – мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т. е. помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой. (слайд 1)
Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами. Иконы из святого угла по давнему обычаю снимали для благословения молодого воина на службу, для встречи его после окончания службы. Благодарили Бога за спасение сына.
Физминутка
Я хочу построить дом
(руки сложить домиком и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(показать окошко)
Чтоб у дома дверь была,
(ладошки соединить вертикально)
Рядом чтоб сосна росла
(руки поднять вверх и «растопырить» пальцы)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(соединить руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(сначала руки вверх «растопырить» пальцы, затем руки опуская вниз стряхивать капельки)
И тюльпан расцвёл.
(соединить ладошки и медленно раскрыть «бутон» тюльпана)
Презентация.
Центральное место в казачьей хате занимала печка (СЛАЙД №3, которая не только отапливала помещение, служила для приготовления пищи, но на ней еще спали дети и старики.
В каждой хате обязательно был «красный» угол, где располагалась «божница» (СЛАЙД №4, состоящей из одной или нескольких икон, украшенной рушниками.
Освещалось помещение внутри керосиновой лампой, ведь тогда еще не было электричества (СЛАЙД №5).
Ходили к колодцу и брали воду для приготовления пищи (СЛАЙД №6, набирали воду и в ведрах на коромыслах несли в хату.
Посуду в которой раньше готовили еду, совсем не похожа на современную. Вкусную кашу готовили в чугуне (СЛАЙД №7).
Он был тяжелый, чугунный и каша в нём была вкусная. А чтобы его поставить в печь или вынуть из печи пользовались ухватом. (СЛАЙД №8).
Молоко хранили в глиняном сосуде, который назывался глэчик. (СЛАЙД №9). Продукт долго оставался свежим и прохладным даже в сильную жару.
«Не красна изба углами, красна пирогами». Каждая хозяйка умела печь пироги. Замешивала тесто в специальной глиняной посуде которая называлась макитра. (СЛАЙД №10).
.
Казачка была рада приготовить вкусную еду для своего мужа и семьи.
Воспитатель: Чтобы испечь хлеб и пироги, нужно замесить тесто.
Ребята, как называется посуда, в которой замешивали тесто?
Дети: Макитра – это горшочек из глины.
Воспитатель: Вот и я для вас уже замесила тесто, и сейчас мы с вами будем лепить пироги, ватрушки, а может и кто-то сможет слепить каравай.
Но для этого нам надо приготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пекарь».
Пекарь, пекарь,
Хлопают в ладоши.
Из муки испеки нам колобки,
Пекут колобки.
Да сушки – Ванюшке,
Соединяют большие и указательные пальцы.
Да баранки – Танюшке,
Соединяют большие и средние пальцы.
Да бублики – Гришке,
Соединяют большие и безымянные пальцы.
Да крендель – Маришке.
Соединяют большие и мизинцы.
Воспитатель: Итак, лепим крендельки для Маришки. (звучит кубанская песня)Налепили и отправляем в русскую печь. (После окончания своих изделий дети выкладывают свои изделия на поднос) .
В печи пекли ватрушки,
Баранки, каравай.
И вот про них ты быстро
Загадки отгадай!
Овальные иль круглые,
На вкус ну очень вкусные.
Любимое лакомство деток,
Скорей угадай, что же это? (Баранки)
Пекарь сдобу наш испек
Внутри сдобы творожок.
Пирогу она подружка
И зовут ее … (Ватрушка)
Испекли его в печи,
Он с начинкою внутри.
Есть с картошкой и капустой,
Отгадайте дети дружно. (Пирожок)
Сдобный и сладкий,
Ну очень он знатный.
Поскорее угадай,
Что же это? – (каравай)
Молодцы ребята вы правильно отгадали загадки.
Семьи казаков были большие, в них было много детей, и все жили в дружбе и любви.
Уважение к старшим прививалось в казачьих семьях с ранних лет. Скажите, ребята, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: (Главные законы).
Главные законы.
С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в кубанскую народную игру «Шапка по кругу».
Воспитатель: Играющие становятся в круг и под музыку передают шапку. После того, как остановилась музыка тот у кого шапка окажется в руках, тот выходит для танца в круг.
А сейчас предлагаю вам по страницам прошлого и настоящего нашей малой Родины (просмотр слайдов)
Ты, Кубань, ты, наша родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали много нового о жизни казаков. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое? Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось?