Халюкова Елена Викторовна
Конспект занятия в средней группе «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Расширить знание детей о космосе, о планетах солнечной системы, о первом космонавте Ю. Гагарине.
- Знакомство с праздником «День космонавтики».
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о распределении планет в солнечной системе, их порядке.
- Познакомить детей с наименованиями планет солнечной системы.
Развивающиеся:
- Активация и расширение словарного запаса по теме: «Космос»
- Развитие памяти, логического мышления, кругозора детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к окружающему миру.
- Воспитываем уважение к героям космонавтики.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Материалы и оборудование: иллюстрации планет Солнечной системы; фотографии Ю. А. Гагарина, собак Белки и Стрелки, космический корабль, аудиозапись: «Космическая музыка», песня «На круглой планете»; акварельные краски, баночки с водой, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, портрета Ю. А. Гагарина; чтение энциклопедий о космосе, стихотворений, рассказов: В. Бороздин «Первый в космосе», В. Медведев «Звездолет «Брунька», О. Ахметова «В космосе так здорово!», беседы; выставка книг по теме «Космос».
Учебно-методический комплект:
1. Серия карточек для занятий в детском саду и дома. - М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010: «Расскажите детям о космосе»; 2. Энциклопедия «Вселенная»// Москва Мир книги 2006;
3. Интернет – ресурсы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о космосе. Знаете ли Вы, что такое космос? (Ответы детей)
– Посмотрите на эти картинки (изображение звезд, планет). Что вы видите? Дети: (звезды, планеты).
– А когда мы можем видеть звезды? Дети: (ночью, на ночном небе).
– А кроме звезд, что еще вы видели на небе? Днем – солнце, а ночью луну.
– Солнце, Луна, звезды – все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» – означает «все на свете». Космос находится очень высоко над небом. Этот необычный, огромный мир наполнен множеством звезд, планет, комет. Вселенная – это все, что существует
Слайд
– А вы знаете эту планету? (показ изображение Земли).
– Как вы поняли, что это планета Земля? Дети: (она синяя, зеленая).
– А почему наша планета имеет много синего цвета? Дети: (синий цвет – это океаны, реки и моря) Земля – это единственная планета, где живут люди, растения и животные. На нашей планете есть вода, пища и воздух. Посмотрите какая она красивая! Какой она формы? (шара) Наша планета, на которой мы живём, называется Земля.
Слайд
– Наша планета Земля – это часть Вселенной. Люди с давних времен смотрели на небо и все время думали, а что же там дальше за облаками и мечтали подняться выше облаков. И они изобрели телескоп, это специальный прибор, который позволил людям видеть то, что расположено очень далеко от Земли. Затем люди изобрели космические корабли.
Слайд
Космические корабли долго испытывали, чтобы полеты на них были безопасны для человека. Первый успешный полет в космос совершили собаки Белка и Стрелка
Слайд
И после того, как полет собак прошел успешно, в космос полетел первый человек.
– Скажите, ребята, кто знает, как зовут первого космонавта? Дети: (Юрий Гагарин).
Слайд
Полет Юрия Гагарина произошел 12 апреля 1961года. На своём корабле он облетел вокруг земного шара и провёл на орбите целых 1 час 48 минут. После этого великого события люди поняли, что человек может находить в космосе. И с тех пор 12 апреля ежегодно празднуется День Космонавтики.
Слайд
Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования. Работа космонавтов сложная и трудная.
Воспитатель: А теперь давайте представим, что человек сел в ракету, поднялся в космос. А может он выйти из ракеты в космос? Что для этого ему нужно?
Слайд. – Правильно, человеку нужен скафандр.
(Повторить хором и индивидуально.)
- А почему нужно одевать скафандр? (Скафандр — это такой костюм, который защищает человека в космосе. В таких скафандрах поддерживаются необходимое для человека давление и температура, подаётся кислород. В них человек может выходить в открытый космос и выполнять некоторые работы.)
Воспитатель: Космонавты, прежде чем полететь в космос много тренируются, вот и мы разомнемся.
Физминутка «Мы космонавты»
Мы отважные пилоты, показывают на себя
Это наши космолёты делают рукой круг
Два крыла, руками изображают крылья
Сзади – мощная турбина. движение бедрами
Разбежались и взлетели бег на месте, руки – крылья
Полетели, полетели. имитация полета
Выше облака и тучи,
Выше – выше, круче –круче встали на носочках, руки вверх
По воздушным ямкам, приседание
Пристегните лямки имитация по тексту.
Слайд.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в космосе? (ответы детей)
- А на чем можно отправиться в космос? (ответы)
Сегодня мы совершим космическое путешествие в своей ракете? Дети: (да). Тогда отправляемся в путешествие к планетам Солнечной системы. Садимся в ракету, задраиваем люки.
Воспитатель: Внимание! Всем приготовиться к запуску ракеты!
Дети: Есть приготовиться к запуску!
Воспитатель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни!
Воспитатель: Запустить двигатель!
Дети: Есть запустить двигатель!
Воспитатель: Включить контакты!
Дети: Есть включить контакты!
Воспитатель и дети: 5,4,3,2,1 - пуск!
Дети: Ура! Ура! Ура! (Звучит космическая музыка)
Воспитатель: Вот мы и оказались в космосе.
В солнечной системой 9 планет. Планеты – это небесные тела, которые намного меньше звезд. Они не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она движется вокруг Солнца. Кто знает название этих планет? (Ответы детей)
Слайд
Первая планета, к которой мы полетим – это Меркурий. Эта планета самая близкая к солнцу. Она каменистая и на ней очень сильные перепады температуры от +350 до -170 градусов.
Загадка.
Ночью на небе только один
Большой серебристый висит апельсин. (Луна)
Луна – это единственный спутник нашей планеты Земли. Ученые считают, что
Луна и Земля появились давным – давно в одно время. Оказывается, Луна и Земля, они как 2 брата, всегда вместе. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли. Это самое близкое к Земле космическое тело.
Слайд
Следующая планета Венера. Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета.
Загадка.
Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет (солнце).
Солнце – это огромная, раскаленная, похожая на шар звезда. Представьте какое оно горячее, если даже с Земли смотреть на него больно. Поэтому подлететь к нему близко не получится. Все моментально сгорают. Это самая ближайшая к нам звезда, центр планетной системы и могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света ни одно живое существо не могло бы жить.
Хорошо, и эту загадку вы отгадали, а, значит, наш корабль может лететь дальше.
Слайд
Сейчас мы летим на Марс. Марс иногда называют красной планетой. А знаете, почему?
Скалы на Марсе содержат большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно-бурым и вся планета покрыта красными песками.
На планете Марс есть 4 времени года,
Слайд
Давайте отгадаем загадку, чтобы наш корабль полетел дальше:
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка
Собаки лают, достать не могут (месяц).
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки. Но я немного устала, а вы? Давайте поиграем в игру.
«Подвижная игра «Космонавты»
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты
На какую захотим, на такую полетим
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!
Дети бегают, а когда воспитатель произносит последнюю фразу, то дети должны занять места на стульчиках. Опоздавшие выбывают вместе со стульчиком!
Воспитатель: Ребята, мы отдохнули и можем и отправляться в полет.
Слайд
А сейчас нас ждет самая крупная в Солнечной системе планета Юпитер. И следующая загадка:
Вся синяя дорожка усыпана горошком (звезды).
Юпитер это самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.
Слайд
Впереди нас ждет планета с кольцами – Сатурн, она состоит из жидкости и газа.
И загадка звучит так:
Ночью на небе только один
Большой серебристый висит апельсин (луна).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все загадки отгадали правильно и к остальным планетам мы полетим без остановок.
Впереди нас ждут планеты Уран, Нептун и Плутон.
Слайд
А Уран это «лежачая планета», вращается вокруг Солнца и кажется, что она лежит как бы лежа на боку.
Слайд
Нептун холодная и синяя планета. На ней самые сильные ветры.
Слайд
А Плутон считается самой дальней планетой.
Вот и пришло время возвращаться домой, снимем скафандры. Для того, чтобы нам запомнить наше путешествие мы выучим названия всех планет:
На луне жил звездочет
И планетам вел учет
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восемь – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон,
Кто не видит – выйди вон!
Воспитатель: -Ребята, нам пора возвращаться на свою планету. Прошу занять свои места в ракете. Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни! (Имитируют пристёгивание ремней на поясе).
-Включить зажигание!
Дети: Есть включить зажигание! (Имитируют включение).
-Начинаем обратный отсчёт! Все вместе пять, четыре, три, два, один – пуск!
Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка. (Возвращаемся под песню «На круглой планете»)
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись на свою планету.
На этом наш с вами полёт подошел к концу. Вот мы с вами вернулись в детский сад.
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать звездное небо. Но перед тем, как приступим к работе, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
А так выглядит наша планета из космоса?
- Какой она формы? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня ребята я вас научу рисовать звездное небо акварельными красками. Вы внимательно смотрите за мной и запоминайте.
Показываю, как нанести черной краской полукруг. Затем не даем краске подсохнуть во время всей работы и наносим белую, разводя водой прямо на листке. Краски смешиваются, создаётся ощущение объема. Далее наносится общий фон, полосками, начиная со светло голубого, оранжевого, красного, фиолетового. Все краски по краю разводятся водой и смешиваются. Затем рисуем круг черного цвета и тоже добавляем белую краску. В конце работы белой каской наносим небольшие точки (звездочки). Ребята приступают к работе, помогаю.
(Звучит спокойная космическая музыка)
Итог занятия: Молодцы! У вас получились красивые картинки звездного неба. У каждого свой неповторимый кусочек космоса. (При просмотре рисунков выбирается изображение неба, на котором большее звезд, самое светлое небо, самое темное, самое разноцветное.) Ребята давайте вместе оформим выставку наших работ.
Рефлексия:
- Ребята, что нового мы сегодня узнали?
- Что Вам больше всего понравилось?
- Как называется наша планета?
- А на каких планетах мы с вами побывали сегодня?
- Как звали собачек, которые были в космосе?
- А как звали первого космонавта?
- Как называется космический костюм?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали и помогали мне, из вас получатся настоящие космонавты.