оош еннггг
Конспект занятия в средней группе «Малые формы фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе
«Пришёл медведь к броду»
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация».
Цель: приобщение детей к истокам русского народного фольклора через малые жанры народного творчества.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Малые формы фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Дать знания о малых формах русского фольклора и формирование представления о докучных сказках. Познакомить с докучными сказками. Вызвать интерес к сказкам, желание узнавать новое.
Задачи:
1. Знакомить детей с жанром докучной сказки.
2. Учить выделять жанровые особенности сказки (отсутствие завершенности, повторность, развивать чувство юмора, выдержку.
Необходимое оборудование: печка, самовар, кукла Домовёнок, макет избы, игрушка медведь для театрализации докучной сказки «Пришёл медведь к броду»
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Воспитатель приглашает детей:
Милости просим на мои посиделки, гости дорогие. Рассаживайтесь, да слушайте повнимательнее!
-Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим на посиделки
-Так, в старину встречали гостей, и я вас сегодня пригласила к себе в дом побеседовать, поиграть да позабавиться.
Дети проходят и рассаживаются на лавках под музыку народных мелодий
2. Практическая часть.
-Ребята мой дом называется изба.
-А называется он так от слова истьба-тёплое жилище. Самой нарядной комнатой в избе была горница.
(показывает макет избы, слайд-шоу горница, изба)
Ребята, давайте расскажем, чем занимались жители этой избы (Проводится пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»)
Двор - что город, изба - что терем.
Дом невелик, да лежать не велит.
Хозяюшка в дому – оладушек в меду.
-Ребята, к нам сегодня пришёл ещё один гость.
-А вот кто это отгадайте
-Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? -
Существо то. (домовой).
(Голос из-за печки ворчливо)
Домовой (игрушка)
Домовой:
- Эх-хе печка - сударыня. Для всех у неё найдётся и каша, и щи, и пироги. Жаль, только люди всё норовят, сами съесть, а про меня забывают.
Воспитатель:
-Кто это говорит со мной из-за печки?
Домовой:
- Это я, запечный житель.
Воспитатель:
-Как звать - величать тебя?
Покажись нам, поговори с нами.
Домовой:
Известно, как звать домовой, величать Кузьмой.
Воспитатель:
- А мы с ребятами хотим познакомиться с тобой. Дети, давайте все вместе позовём домового.
Домовой, домовой появись! Домовой, домовой покажись!
Домовой неуверенно:
-Здра-а-сте, это вы меня звали?
Воспитатель:
-Мы, да это же наш знакомый домовой Кузя, как мы рады тебя видеть, правда ребята, проходи, пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.
Домовой:
-Благодарствую! Грусть тоска меня одолевает, развеселите меня.
Проводится игра «У дедушки Трифона»
Правила: дети стоят в кругу и говорят:
У дедушки Трифона было семеро детей,
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Они пили, они ели,
Друг на друга всё глядели.
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Разом делали вот так.
(ведущий показывает фигуру, все повторяют)
Воспитатель:
-Кузя, расскажи нам сказку.
Домовой:
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Попросите меня вежливо.
Воспитатель:
-Ребята, попросим Кузю вежливо. (Дети просят)
Домовой:
Есть у меня сундук волшебный, в нём сказки живут.
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно сказку начинать!
(Открывает сундук, ищет сказку в сундуке и рассказывает)
Домовой:
-Был себе человек Яшка,
На нём серая сермяжка,
На поясе пряжка,
На шее тряпка,
На голове шапка – хороша ли моя сказка?
Пришёл медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду –
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду –
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок…
(И так без конца).
Воспитатель:
-Постой, странные у тебя сказки.
Домовой:
-Эти сказки докучными зовутся.
Воспитатель:
- Дети вам понравились сказки? Такие сказки называются докучные от слова докучать - надоедать, допекать, цепляться. Докучные сказки шутки-балагурки сказочного характера, которые плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания веселыми отговорками. Герои сказок совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся. Докучная сказка – это небольшой стишок, такую сказку можно рассказывать бесконечно, пока неустаните вы или ваш слушатель.
- Ребята, скажите, как называются эти сказки?
(Ответы детей)
-А вы хотите попробовать рассказать такую сказку сами? (Воспитатель разучивает с детьми сказку «Пришёл медведь к броду»)
(1,2 ребёнка инсценируют сказку с помощью игрушки.)
Итог.
Домовой:
-Понравились вам мои сказки. И мне у вас понравилось, позабавили вы меня. За это моя печка – барыня испекла вам олелюшечек.
(достаёт угощение)
Воспитатель
-Давайте по старинному русскому обычаю поблагодарим Кузю.
(Домовой прощается и уходит)
Воспитатель:
Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего?
(Дети отвечают.)
- А давайте Кузе то же сделаем подарок, пусть каждый из вас нарисует медведя из докучной сказки сегодня, у себя дома, а завтра мы устроим показ рисунков для домовёнка, и всех кто к нам приходит.