Наталья Корнилаева
«Моя семья». Конспект занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию
Тема: «Моя семья»
Задачи:
-Сформировать представление о семье;
-Активизировать речевой словарь «семья», «родственники»;
-Учить строить генеалогическое древо семьи;
-Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается, заботится о них.
Предварительная работа.
Публикация «„Моя семья“, Конспект занятия в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, макет дома, плоскостные изображения деревьев, комплект кружочков для изображение лиц бабушки, дедушки, папы, мамы на каждого ребенка, клей, салфетки.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у нас гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Молодцы!
Сюрпризный момент: В группе появляется воздушный шарик с письмом. (читаем письмо)
Воспитатель: Ребята, мальчик Петя приглашает нас к себя в гости, он хочет рассказать нам о соей семье!
Воспитатель: А вы знаете, что такое семья? Что бы в этом разобраться мы отправимся с вами в гости к мальчику Пете.
Воспитатель: А теперь встанем в круг.
Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Едим в гости мы с утра!
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали. А живёт он, в этом красивом доме. (обращает внимание детей на макет дома).
Петя: Зравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть у себя в гостях!
2. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Что бы узнать с кем живет Петя, нам надо отгадать загадки. (При правильных ответах воспитатель устанавливает в окнах дома картинки членов семьи)
Загадки:
1. Перед сном надев пижаму,
Почитать мы просим (маму)
2. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушке)
3. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый. (дед)
4. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый. (папа)
5. Кто весёлый карапузик-
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой. (братишка)
6. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспитатель: Вот какая большая семья у Пети.
- Итак, что такое семья? (Ответы детей) (Это родственники)
3. Дидактическая игра «Третий лишний»
Чтобы уточнить кто является членом семьи Петя предлагает поиграть в игру
" Третий лишний". Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?
* Мама, соседка, бабушка.
* Подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка.
* Дворник, брат, папа.
* Дедушка, папа, водитель.
Воспитатель: Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.)
Воспитатель: Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, ухаживать, защищать.)
4. «Составь портрет своей семьи»
- Пете очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята (Предлагается детям составить портрет своей семьи и рассказать о ней.)
Наводящие вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Как ты заботишься о членах своей семьи?
- Ты любишь своих близких? Почему?
Воспитатель: Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.
5. Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: А, вы любите помогать своим близким? Сейчас и проверим.
6. «Кто, как трудиться?»
А теперь предлагаю Пете немного поиграть вместе с нами и узнать, кто как трудится в ваших семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
Например, ходит на работу — …Кто?
Ребенок
договаривает
: Мама и папа
Воспитатель
: Учит уроки – …
Ребенок
: Сестра, брат.
Воспитатель
: Моет посуду – …
Ребенок
: Мама и бабушка.
Воспитатель
: Мастерит – …
Ребенок
: Папа, старший брат, дедушка.
Воспитатель
: Ходит в магазин за покупками — …
Ребенок
: Бабушка, мама, папа.
Воспитатель
: Убирает в доме – …
Ребё нок: Мама, сестра, бабушка.
-Петя Ребята, посмотрите какое красивое дерево я хочу вам подарить. На этом дереве я изобразил всю родословную своей семьи. Предлагаю вам сделать такие же деревья своего рода. Только для того, чтобы дерево у вас получилось, давайте, посмотрим на что оно похоже.
7. Дидактическое упражнение «На что это похоже?»
- У дерева есть корни. Как вы думаете, у семьи есть корни? Кто это? ( Дети: корни в семье – это бабушки и дедушки). Они самые старшие члены в семье, дающие ей начало.
– От корней растет ствол дерева. Он несет веткам и листьям питательные соки. Это ваши родители. Они молодые люди, они работают, трудятся, заботятся о младших и старших.
– Веточки и листочки на нашем дереве – это дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Чтобы дерево прочно стояло, нужно заботиться о корнях. Любить и ухаживать за старшими членами семьи.
Воспитатель: У многих из вас есть братья и сёстры. У ваших мам пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое дерево». Давайте и мы сделаем такое дерево.
Только для того, чтобы работа у нас получилась, надо размять пальчики.
8. Пальчиковая гимнастика Семья»
Давайте вспомним пальчиковую гимнастика
Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять —
Всех начну считать опять.
8. Составление «Генеалогического дерева» своей семьи.
Мы сегодня с вами постараемся составить свое древо семьи.
У вас есть деревья. На кружочках вы видите изображения членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братики, сестрички) прежде всего себя. Затем маму, папу, братьев, сестёр, дедушек, бабушек.
Дети приклеивают кружочки на дерево.
9. Итог занятия.
Петя: ну вот теперь у каждого из вас есть своё генеалогическое дерево.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Ребята вот мы побыли в гостях у Пети, а теперь нам нужно возвращаться в свою группу. Давайте скажем Пете досвидание.
Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Возвращаться нам пора!