Ирина Власенко
Конспект занятия в подготовительной школе группе «Времена года»
Цель:
Расширение словарного запаса за счёт употребления обогащающих слов,
Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении рассказа, отгадывании загадок.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной школе группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года», картинки времен года и их признаки, проектор, доска, предметы к каждому времени года (снежинки, коньки, снеголеп, ёлочная игрушка, игрушка снеговик (кораблик сделанный из бумаги, картинка капающей сосульки, скворечник, перелётная птица сидящая на распустившейся ветке (сачок, панама, солнечные очки, пластмассовые фрукты и овощи, картинка купающихся на реке людей (листья из бумаги жёлтые и красные, зонт, резиновые сапоги, картинка уборки урожая, картинка осеннего дождя, мяч, загадки о месяцах года.
Ход:
Воспитатель:
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета моя! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Воспитатель: ребята послушай те пожалуйста стихотворение
П. И. Чайковский «Времена года».
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Воспитатель: сегодня мы с вами оправимся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.
1. Ребята перед вами на столе лежат перевёрнутые картинки, сейчас каждый из вас подойдет по очереди возьмет по картинке и скажет, что на ней изображено и сам становиться к своему времени года.
По итогу дети самостоятельно делятся на четыре команды (по временам года и их признакам)
Воспитатель: молодцы ребята! Пройдемте дальше.
2. Воспитатель: ребята посмотрите пожалуйста в окошко и скажите, что вы видите? Какая погода? Какие деревья? Какое сейчас время года? И т. д.
Ответы детей:
Воспитатель: замечательно! Молодцы! Продолжим.
3. Плавно подошли к интерактивной доске, на которой изображены четыре дерева.
Воспитатель: дети сейчас каждая из команд по очереди будет подходить и дорисовывать к дереву то, что вы посчитаете нужным для своего времени года и составить не большой рассказ (под музыку П. И. Чайковского «Времена года» команда детей рисуют свой пейзаж) Рассказывает один ребёнок, остальные дополняют.
Воспитатель: Спасибо ребята вам за ваши рассказы!
4. Воспитатель: я вижу вы немного устали, давайте чуть-чуть подвигаемся.
Музыкальная физкультминутка «Весёлые гуси»
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом под музыку.)
Жили у бабуси
Два весё лых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Весёлые прыжки
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)
5. Воспитатель: ребята, а сейчас мы проверим, какая команда окажется самой быстрой и сообразительной. Перед вами лежат предметы, картинки, которые относятся к определённому времени года, ваша задача на время, вручить вашему капитану команды (капитан выбирается считалочкой) нужные предметы и картинки.
Воспитатель: Отлично! Какие вы сообразительные!
6. Воспитатель: а сейчас давайте все вместе встанем в круг и поиграем с мячом.
Я буду стоять в центре и загадывать загадки, кто знает ответ, подымает руку, и я бросаю мяч, а вы называете отгадку.
Загадки
С первым месяцем в году
Я на лыжах побегу,
Поиграем мы в хоккей
И решим, кто всех главней:
В хоккее всех главней - вратарь,
Кто ж у зимы главней? Январь
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он —. (Февраль)
В этот месяц таит все
В этот месяц снег идёт,
В этот месяц все теплей,
В этот месяц женский день… Март
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель —
В гости к нам пришел … (Апрель)
Вот нарциссы в ряд стоят,
К нам соловушки летят,
Гнёзда вьют. Ты угадай,
Что за славный месяц? (Май)
Раскудрявились березы
И забыли про морозы,
Зацвели цветы в саду,
Утки крякают в пруду,
Посадили огород.
Что за месяц-то идет? (Июнь)
Солнечный и знойный день.
Где спасительная тень?
Время ягод и грибов,
Скоро-скоро сбор хлебов.
Дни его – вершина лета,
Самый жаркий месяц этот. (Июль)
Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи? (Август)
Кто за августом приходит,
Лето красное проводит,
Бабье лето зазывает,
В школу деток отправляет? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Чем же, чем же этот месяц
Всем ребятам интересен? -
Не зима еще, мы знаем,
Но в снежки уже играем! (Ноябрь)
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Воспитатель: ребята - Кто весну на крыльях приносит?
(птицы.)
- Как называются эти птицы?
(перелетные.)
- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?
(зимующие)
Воспитатель: ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети говорят все вместе: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать, не зевать, только верно называть».
Воспитатель: молодцы! А теперь я попрошу вас сесть на стульчики, закрыть глазки и вспомнить
-Куда мы сегодня с вами путешествовали?
-Перечислите последовательность времен года.
-Что вам понравилось?
-В чём возникали трудности?
-Как вы с ними справлялись?
Воспитатель: спасибо вам за сегодняшнее путешествие, я вам желаю ребята больше читать, слушать, наблюдать, слышать, чувствовать.
Всем детям вручает воспитатель сладкие призы.