Инна Габерман
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Зонтик — крыша от дождя и солнца»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Зонтик – крыша от дождя и солнца»
Составила: Габерман И. В., воспитатель МБДОУ детский сад № 62 города Белово
Задачи: Стимулировать стремление к самостоятельному добыванию знаний. Расширить круг знаний детей о зонтике, истории его возникновения, использовании. Упражнять в употреблении слов зонтик, зонт. Ознакомить с этимологией слова (от германского «зонендек» - крыша от солнца, с русскими вариантами названия зонтика. Способствовать формированию положительной мотивации обучения в школе. Учить радоваться новым знаниям.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Зонтик — крыша от дождя и солнца“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Зонт. Конспекты занятий на тему зонта
- Зонты и зонтики
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: Договориться с родителями и коллегами о выставке зонтиков (детские, женские, мужские, цветные, черные, из различных материалов, для дождя, и солнца, зонты – тенты, современные и старинные, складные и не складывающиеся, механические и автоматические и т. п.) Выставку лучше организовать в большом помещении (в зале, где потом будет проходить «праздник зонтика», чтобы могли посмотреть дети из других групп.
В группе сюрпризом для детей оформить чудесный зонтик. Приготовить географическую карту мира или атлас, картинки всевозможных зонтиков, статья о зонтике, которая потом помещается в уголок для родителей. В книжном уголке расположить справочную литературу, энциклопедии, детские книжки или иллюстрации к сказкам, где фигурирует зонтик, напр. «Оле Лукойе», «Мери Поппинс», В. Сутеев «Под грибом». Для опыта: кусок плотной ткани, ведерко воды, ковшик, тряпку для пола.
Утром:
Ребенок, пришедший первый в группу обнаруживает, что воспитатель чем-то занят : то читает, то картинки рассматривает, то в атлас заглядывает и всем своим видом ( жест: проходи, займись чем-нибудь) показывает, что ему некогда, у него безумно интересное занятие, - настолько интересное, что даже некогда и поговорить…
Когда ребенок показывает неподдельный интерес к занятию воспитателя. Воспитатель: (как бы нехотя) Ну, что ж, так и быть, позволю тебе посмотреть, если отгадаешь загадку:
Загадки задаются индивидуально каждому ребенку, который подходит к воспитателю:
«Он странный, этот парашют – его раскроют и несут, Но не в любое время года – когда дождливая погода»
«Дождик, дождик, пуще лей, в гриб большущий звонче бей! Гриб, который я несу, никогда не рос в лесу»
«Сложишь –клин, развернешь – блин»
Воспитатель: На что похож зонтик? (на парашют, блин, клин, гриб)
Собирается подгруппа детей Воспитатель : Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова «Зонтик»
Яркой, солнечной погоде Рада, рада детвора. Только Зина что-то ходит Невеселая с утра. Просит солнышко закрыться, В облака убрать лучи, Тучку просит появиться, Все на свете замочить. Смотрит в небо голубое И на синий горизонт. Что же с девочкой такое? -Мама ей купила зонт!
Воспитатель: Так почему же Зина ждала дождя? А что еще придумали люди, чтобы не промокнуть под дождем? (резиновые сапоги, плащи).
К разговору подключаются большинство детей.
Воспитатель: А вы всё знаете о зонтике? Тех, кто хочет узнать еще больше, я приглашаю в зал на выставку, и там поговорим!
Разговор начинается не сразу. Можно дать несколько минут на любование выставленными зонтиками, и лишь потом, усадив на беседу, спросить:
Воспитатель: Зачем мы пришли? А-а, хотим узнать еще кое-что о зонтике. Послушайте, что я вам расскажу.
«Как только заморосит на улице дождь, так все прохожие раскрывают зонты, и улица становится похожа на большой цветник – так много разноцветных – синих, красных, желтых, пестрых, полосатых зонтиков! И мало кто думает в это время о том, что зонтик был придуман не для дождя, а для солнца. Даже слово «зонтик» переводится как «крыша от солнца»! Где и когда придумали зонтик, теперь уже и не узнать. Одни говорят, что в Китае, другие, что в древнем Египте. Но точно известно, что служил зонтик для того, чтобы под жарким солнцем можно было спрятать в тень голову. Первыми зонтиками могли быть крупные листья растений, например, пальмовые листья. Потом люди научились делать зонтики из различных материалов: перьев, бумаги, кожи, тканей… Ручки сначала были из бамбука, а потом – из кости, металлов, пластмассы. В древности зонтиком мог пользоваться только член королевской семьи или большой вельможа. Зонтики носили над господином его слуги. Очень красивыми были зонтики в Китае – их делали из шелковой ткани и вышивали шелком, а ручки делали из слоновой кости и кораллов. Из Китая зонтик попал в Европу. Цвет, форма, украшения зонта менялись с изменением моды. Их делали из тафты и кружев, украшали кружевами и бахромой, бусами и перьями, вышивкой. Ручки украшали резьбой, позолотой. А потом кто-то заметил: оказывается дождевые капли, попав на раскрытый зонтик, не просачивается сквозь него, а скатывается с его краев, защищая человека от сырости.
Воспитатель: Так ли это на самом деле? Хотите проверить? Давайте попробуем провести опыт
(Проводится опыт с кусочком ткани, который туго натягивают за кончики два ребенка и с зонтиком. На них поочередно наливается немного воды, дети сами делают вывод: через плоско натянутый кусок ткани вода просачивается, а через зонт – нет, т. к. ткань натянута «куполом».
Воспитатель: Вот именно это свойство зонта – не пропускать дождь – и использовали люди во время дождливой погоды. Постепенно зонтиками от солнца люди перестали пользоваться – мода прошла, зато теперь мало кто выйдет на улицу в дождливую погоду без зонта.
Воспитатель: Хотите, узнать, как называли зонтик в России, когда он только вошел в моду? Его называли или подсолнечником или тенником. Кто догадался, почему?
Воспитатель: А кто помнит, что означает слово «зонтик»? Да, верно крыша от солнца».
Воспитатель: Зонты бывают разные. Посмотрите и расскажите, какие.
Дети делятся впечатлениями от полученных знаний, показывают и рассказы-вают о понравившихся зонтах с выставки. Воспитатель из «вкусного собеседника» превращается в благодарного слушателя и зрителя, он радуется тому, как много дети узнали и как интересно они могут об этом рассказать.
Воспитатель: Как много мы сегодня узнали! Какие мы молодцы! Всё-всё про зонтик знаем! Всё? А вот в той стране, где придумали слово «зонтик», его теперь называют по – другому. Интересно узнать, как? А вот пойдете в школу, будете учить иностранный язык, и узнаете, как.
Воспитатель: А где еще можно узнать что-то нового о зонтике?
Дети: В книгах, энциклопедиях, можно спросить у родителей.
Воспитатель: А как вы думаете можно ли знать все-все? А почему?
Ребенок: Нет, невозможно знать все, но мне интересно узнавать что-то новенькое.
Воспитатель: Мир наш огромен и необъятен, в нем постоянно что-то меняется, появляются новые вещи, изменяются старые, и один человек не может об этом знать. Один знает одно, другой - другое, третий – еще кое-что. Один может рассказать другому, а другой может написать об этом в книге. И опять все меняется. Вот почему, чтобы много знать, надо много читать, много спрашивать, много учиться.