Татьяна Фельдман
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Звуки [Д] и [Д’]. Буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Задачи: развивать связную речь детей; закрепить понятие «буква», «звук», «гласный», «согласный», «твердый», «мягкий»; способствовать развитию фонематического слуха, учить производить звуковой анализ слов, дифференцировать согласные звуки на твердые и мягкие; составлять предложения, способствовать развитию графических навыков; содействовать развитию логического мышления.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Звуки [Д] и [Д’], Буква Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, дидактические упр., игровые ситуации, беседа, физминутка, объяснение логопеда.
Содержание образовательной деятельности детей.
1. Оргмомент.
Игра «Летел лебедь»
Дети встают в круг, кладут руки на выставленные в сторону руки соседей ладонью правой вверх, а левой – под руку соседа. На каждое слово задевают правой рукой руку соседа, произнося слова:
Летел лебедь, сказал (называют любое число в пределах 10, считают по порядку, на последнее названное число игрок должен убрать руку, если не успел, и рука соседа коснулась его руки, то он выбывает, если успел убрать руку, то выбывает тот, кто не успел коснуться. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
2. Основная часть.
а) артикуляционная гимнастика (по выбору логопеда);
б) игра «Ответь на вопрос».
- Учитель наказал ученика. Кто провинился?
- Собака укусила мальчика. Кто кусался?
- Миша помыл руки перед тем, как позавтракать. Что он сделал раньше.
- Вика шла впереди Гали. Кто шел последней?
в) развитие мелкой моторики (работа с палочками):
- Какая геометрическая фигура похожа на квадрат? (Куб).
- Чем похожа? Чем отличается?
Постройте куб правой рукой. (Левая лежит на коленях,
Постройте второй куб левой рукой (правая – на коленях).
Уберите один куб правой рукой, другой – левой рукой.
г) развитие фонематических процессов.
Д/и «Четвертый лишний»:
-какое слово лишнее и почему?
Выставляю картинки: курица, воробей, сорока, бабочка (лишняя бабочка, потому что это насекомое; лишняя курица, потому что она не летает).
Работают ушки:
- какое слово лишнее и почему? ДОМ, ВОДА, ТУФЛИ, ГОРОДА (лишнее слово ТУФЛИ, потому что в нем слышится звук «Т», а в других словах звук «Д»).
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.
Сегодня мы будем работать со звуками «Д» и «ДЬ».
Характеристика звука «Д» (согласный, твердый, звонкий)
- Есть ли у звука «Д» младший мягкий брат? (Да, «ДЬ»).
Характеристика звука «ДЬ» (согласный, звонкий, мягкий)
работа со схемами: слово ДЫМ:
- назовите гласные звуки (Ы);
- разделите слово на части (хлопает, топаем, загибаем пальчики, ставим тыльную сторону ладони под подбородок, сколько частей? (одна);
- назовите первый звук, он какой?
- назовите второй звук, он какой?
- назовите третий звук, он какой?
- сколько звуков в слове ДОМ?
Составьте схему слова ДОМ (используем полоски, квадратики).
Слово ДИМА:
-назовите гласные звуки (И, А);
- разделите слово на части (используем те же приемы);
- сколько частей? (две);
- назовите первую часть, назовите вторую часть;
-сколько звуков в первой части? (два);
-назовите первый звук, он какой?;
-назовите второй звук, он какой?
-назовите вторую часть,
-сколько звуков во второй части? (два);
-назовите первый звук, он кокой?
-назовите второй звук, он какой?
Постройте схему слова ДИМА.
Д/и «Поймай слово»:
Звуки разбежались, слова все потерялись.
Кто слоги поймает, тот слова узнает:
УТ – КА, ТУ – ЧА, РО – ЗА, КОН – ФЕ – ТА, ТЕ – ЛЕ – ФОН, МА – ШИ – НА, МЯ – ЧИК, ЗА – БОР, КА – РАН – ДАШ.
ФИЗМИНУТКА.
Скоро в школу мы пойдем (дети выполняют ходьбу на месте)
И портфель с собой возьмем (рисуют руками в воздухе квадрат)
Книжки, ручку, карандаш (загибают пальчики)
Мы в портфель положим наш (из пальчиков строим шарик, соединяем в «замок»)
Будем мы читать, писать (хлопают в ладоши)
И учиться все на «пять» (показывают пять пальчиков).
ж) работа в тетрадях:
На письме звуки «Д» и «ДЬ» обозначаются буквой Д. Сложите ее из палочек. На что похожа буква Д?
Открываем тетрадь вместе со стихотворением:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Карандаш вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Печатание буквы Д, слогов прямых и обратных:
ад – да од – до
уд – ду эд – дэ
ыд – ды ид – ди
обозначаем гласные и согласные нужным цветом.
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Чем занимались сегодня?
- С какими звуками мы сегодня работали? (Со звуками «Д» и «ДЬ»).
- Звук «Д» какой?
- Звук «ДЬ» какой?
- Какой буквой на письме обозначаются звуки «Д» и «ДЬ»?
- Что печатали в тетрадях?