ЕЛЕНА ЛАТОВИНА
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Слова — антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Учить детей подбирать антонимы к существительным, прилагательным и глаголам. Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а», используя слова-антонимы.
2. Продолжать упражнять детей в звуко-буквенном анализе слов.
3. Развивать психические познавательные процессы (внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать познавательный интерес, уважительное отношение к товарищам, умение работать в коллективе.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Слова — антонимы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Противоположности, антонимы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Обрудование: сказка-презентация «Кривое зеркало», ноутбук, игрушка мышонок Умка, мольберт, мяч, наборное полотно, касса букв, звуковые символы, таблица характеристики звуков, наглядно-дидактическое пособие «Сравниваем противоположности», стулья по количеству детей.
Ход занятия.
1.Вводная часть. Организационный момент. Педагог приветствует ребят, обращает внимание на мышонка Умку и сообщает, что мышонок очень торопился к ребятам в гости рассказать новую историю. Так торопился, что никак не может отдышаться. Педагог предлагает детям выполнить гимнастику для восстановления дыхания. Ребята становятся в круг для выполнения дыхательной гимнастики в месте с Умкой.
Педагог проводит комплекс дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой.
Упражнение «Ладошки»
И. п. : встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить. (повторить 3 раза)
Упражнение «Поясок»
И. п. : встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п. (повторить 3 раза)
Упражнение «Обними плечи»
И. п. : встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в и. п.
Мышонок хвалит ребят за выполнение упражнений.
2.Основная часть. Педагог от имени мышонка начинает рассказывать сказку, сопровождая ее демонстрацией презентации.
Сказка «Кривое зеркало»
Давным-давно существовало Королевство Кривых зеркал. Однажды его жителям надоело все видеть в искаженном виде, и они решили избавиться от кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно нельзя: это может принести несчастье. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место, сложили там в пещере, а вскоре и совсем про них забыли.
В тех краях жила злая старуха колдунья Завида. Никого и ничего она не любила, поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех.
В одиночестве бродила она как-то по лесу и набрела на ту самую пещеру. Взяла Завида в руки одно из этих зеркал, посмотрелась в него и гзам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а молодая, не толстая, а худая, не горбатая, а стройная. Всю жизнь лицо у Завиды было мрачное и злое, а в зеркале оно оказалось веселое и доброе. А уши – о чудо! – не большие, а маленькие, нос не кривой, а прямой. Грязное платье Завиды в зеркале стало чистым, старые туфли новыми, короткая юбка длинной.
Но это еще не все. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что и в ней самой что-то меняется. Например, она была жадной, а стоило ей посмотреться в него, стала сразу щедрой. Очень полюбила Завида зеркало и уже никогда с ним не расставалась.
Педагог: спасибо мышонок за интересную историю. Ребята, давайте попробуем представить, что и у нас появилось такое зеркало, и подберем к словам другие – с противоположным значением. Я буду каждому из вас бросать мяч и называть слово, а вы будете подбирать противоположное слово и возвращать мне мяч. Перечень слов: существительные доброта – злоба, сила – слабость, холод – жара, ум – глупость, тишина - шум; прилагательные твердый – мягкий, веселый – грустный, чистый – грязный, молодой – старый, острый – тупой; глаголы открывать – закрывать, говорить – молчать, оторвать – пришить, уронить – поднять.
Педагог: ребята какое последнее слово было названо?
Дети: шум.
Педагог: сколько звуков в этом слове?
Дети: три «ш» «у» «м».
Педагог: давайте выложим это слово из букв. К мольберту выходят трое детей и каждый выкладывает на наборное полотно по букве, получается слово «шум». Затем педагог предлагает дать характеристику каждому звуку. Используя таблицу для характеристики звуков, дети дают характеристику звукам, желающие выходят и выставляют под каждой буквой нужный звуковой символ.
Педагог: ребята, если шум не очень сильный как о нем можно еще сказать?
Дети: шумок.
Педагог: верно, какие еще необходимы буквы, чтобы получилось слово «шумок».
Дети определяют нужные буквы и выставляют на полотне. Далее педагог предлагает детям убрать лишние буквы так, чтобы осталось слово «ум», «ком», «шок». Ребята по желанию подходят к мольберту и составляют слова.
Педагог: молодцы, ребята, отлично справились с заданием. Теперь мышонок Умка предлагает нам немного поиграть с ним.
Физминутка игра «Апельсин». Цель: развитие общей моторики и мелкой моторики рук.
Педагог: мышонок хочет, ребята, с вами поиграть еще в одну замечательную игру, которая называется «Лото». Каждый из вас сейчас вытащит из стопки карточку с картинкой. Вам необходимо будет рассказать красивым предложением, что изображено на вашей картинке.
Дети из картотеки наугад выбирают картинки, рассматривают их. Педагог тоже берет себе картинку и демонстрирует ее детям и произносит образец структуры предложения: «Снеговик холодный, а утюг горячий». Затем дети показывают свои картинки и произносят свои сложносочиненные предложения. Педагог от имени мышонка подводит итог игры.
3.Заключительная часть. Педагог: ребята, мышонок говорит, что ему пора возвращать домой к своей семье, давайте с ним попрощаемся (мышонок уходит). Ребята, чему вы сегодня научились? (ответы детей) Ребята, я предлагаю вам дома рассказать родителям о противоположных словах и нарисовать их, а из ваших рисунков мы с мышонком устроим выставку.