Наталья Бикметова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Какого цвета море?» с использованием пластилинографии и сторителлинга
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Тема: «Какого цвета море?»
с использованием нетрадиционной техники рисования - пластилинографии, метода сторителлинга и конверт-доски»
I. Организационная информация Примечание (дополнительная ин-формация к конспекту)
1.1 Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО
1.2 Вид деятельности детей Двигательная, речевая, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Какого цвета море?“ с использованием пластилинографии и сторителлинга» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели, подводный мир. Лепка, пластилин
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Цветы. Лепка, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Какого цвета море?»
с использованием нетрадиционной техники рисования - пластилинографии, метода сторителлинга и конверт-доски»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Практические:. Показ, самостоятельная деятельность детей, игра, физминутки
Наглядные:
Репродукции картин И. К. Айвазовского,
морские раковины,
шаблоны морских обитателей (из картона,
конверт-доска с изображением морского пейзажа
схема смешивания цветов
дощечки для лепки, стеки, пластилин, салфетки
телевизор, презентации, видео физминуток
Словесные: Загадывание загадок, объяснение, беседа, диалог, оценка
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
4. Возрастная группа: Подготовительная к школе группа №2 (6 – 7 лет)
5. Цель: Формирование знаний у детей о художественном салоне, его экспонатах, правилах поведения в художественном салоне.
Формирование знаний у детей о художниках-маринистах, их творчестве. Расширение представления о труде художника, об изобразительных средствах. Использование метода сторителлинга и конверт-доски.
6. Задачи:
6.1 1. Формировать знание у детей о художественном салоне, его экспонатах, правилах поведения в художественном салоне Дети умеют, используя прием смешивания пластилина разных цветов получать новые цвета и оттенки
2. Продолжать формировать умение детей создавать морской пейзаж с помо-щью пластилинографии
3. Продолжать обучать приемам получения дополнительных цветов с помо-щью пластилинографии
4. Познакомить с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского
5. Активизировать словарь. Дети знают, что такое художественный салон и правила поведения в нем.
Дети умеют, используя прием смешивания пластилина разных цветов получать новые цвета и оттенки
Дети знают детского поэта знаменитого русского художника-мариниста И. К. Айвазовского.
Дети умеют отвечать на поставленные вопросы по прослушанному тексту.
6.2 Развивать память, усидчивость, внимание
Развивать образное восприятие цвета, мелкую моторику рук, самостоятель-ность в процессе работы с конверт-доской Дети умеют спокойно сидеть на стульчиках во время занятия, отвечают на вопросы воспитателя, ведут диалог с педагогом.
Дети самостоятельно выбирают цвет пластилина, необходимый для создания морских обитателей.
6.3 Воспитывать чувство единения с природой средствами изобразительного искусства и музыки Дети внимательно слушают педагога, активно отвечают на заданные вопросы. Проявляют любовь к изобразительному искусству.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
7.1 Затруднения
Получение новых оттенков и цветов, при смешивании пластилина
Способы преодоления
Использование схемы
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Пригласительные билеты. Фотографии художника –мариниста И. К. Айвазовского и репродукции его картин.
Кисти разного размера. Мольберт, холст, бумага. Акварельные и гуашевые краски, палитра, карандаши (простой и цветные)
Морские раковины
Шаблоны морских обитателей (из картона)
Конверт-доска с изображением морского пейзажа
Схема смешивния цветов
Телевизор, компьютер
Аудиозапись «Звуки моря»
Пластилин, стеки дощечки для лепки,салфетки
презентации
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Чтение рассказов и сказок на морскую тему, отгадывание загадок о морских обитателях
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации) С помощью игрового приема воспитатель определяет для детей тему деятельности.
Активизирует творческое воображение детей, их внимание
Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас необычный день. И я хочу пригласить вас в круг радости, для того чтобы сказать друг другу хорошие слова. Обменяться добрыми пожеланиями.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки, для выполнение круга радости.
Круг радости:
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра
- А теперь давайте улыбнемся друг другу.
Настрой детей на занятие.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз, если правильно отгадаете загадку, то узнаете, о каком сюрпризе у нас пойдет речь. Отгадайте загадку:
У него есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
Холст, бумаги плотной лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что он… (художник)
Правильно, ребята, вы угадали! Это художник, который пишет картины, а затем выставляет их в художественном салоне, где люди могут не только посмотреть на них, но и приобрести эти картины себе. А вы любите рисовать? Посмотрите у меня в руках пригласительные билеты в художественный салон.
Воспитатель раздает детям пригласительные билеты. Все переходят в «художественный салон», где оформлена экспозиция.
Хозяйка салона (воспитатель) Я - хозяйка художественного салона. Приглашаю вас на экскурсию. Вы знаете как надо вести себя в художественном салоне?
Ответы детей
Хозяйка салона художественный салон – это не музей. В музее люди только ходят по залам и рассматривают картины и скульптуры выставленные там. А в художественном салоне некоторые экспонаты можно не только рассматривать, брать в руки, но и приобрести. Кроме этого можно попробовать самому написать картину, вылепить скульптуру и т. д.
Хозяйка салона: Ребята, посмотрите, у меня в руках «Волшебный ме-шочек». Хотите узнать, что там лежит? (Ответы детей)Для этого надо отгадать загадку.
Воспитатель загадывает загадку:
Этот домик я могу
Отыскать на берегу.
В нем укрытие моллюска,
И хозяин гордый:
«домик выдержит нагрузку,
Известковый, твердый» (Ракушка)
1.2 Мотивация деятельности детей
Хозяйка салона: Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Ребята, когда мне было столько же лет как и вам сейчас, родители в первый раз повезли меня на море. Вы знаете, я как будто попала в удивительную сказку. Путешествие было чудесным и незабываемым. На память о поездке у меня осталась морская раковина. Если приложить ее к уху, то можно услышать шум моря.
Закройте глаза, и прислушайтесь…
(Звучит аудиозапись «Звуки моря»)
Хозяйка салона: Как я люблю шум моря. Волны, как маленькие дети, играют в догонялки. То набегают на берег, то отступают обратно в море. То набегают на берег, то убегают в глубину…
Открывайте глаза. Все услышали шум моря? (Ответы детей)
Хозяйка салона: Ребята, а как вы думаете, какого цвета может быть море? А почему его цвет меняется? (Ответы детей)
Софья: Цвет морской воды зависит от глубины моря, от времени суток, от его состояния – спокойное оно или бурное. Дети слушают исто-рию, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мысли
Дети слушают аудиозапись «Звуки моря»
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Хозяйка салона: Я очень люблю море. Стоишь на берегу, смотришь вдаль и видишь, какое оно бескрайнее…. У самого берега море голубое, а чем дальше, тем цвет его темнеет. Море такое разное, ребята.
Хозяйка салона: Сегодня в нашем художественном салоне организо-вана выставка, посвященная творчеству Ивана Константиновича Айва-зовского. Посмотрите на репродукции его картин. Художник писал свои картины масляными красками, акварелью. Эти краски вам знакомы. По-смотрите, как разнообразна цветовая гамма, как много различных оттенков использовал художник в своих картинах.
Скажите, ребята, какое бывает море?
Полина: Утреннее море великолепно, вода чистая и прозрачная. Вече-ром море таинственное. Очень интересно наблюдать заход солнца, когда этот большой шар, начинает темнеть и утопает в бездонном море. Ночное море еще больше завораживает, оно такое непостижимое. Море ни-кого не оставляет равнодушным.
(Рассказ сопровождается показом репродукций картин и презентации И. К. Айвазовского)
Хозяйка салона: Посмотрите, на какой из репродукций изображено холодное море? Почему вы так думаете?
А на какой теплое море? Где оно спокойное?
А где оно бурное?
Вечерне? Почему?
Ночное?
Дети называют цвета морской воды
Дети подходят к мольбертам, рассматривают репродукции, выполняют задания воспитателя: находят картину по настроению, по состоянию
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Хозяйка салона: А сейчас, ребята, предлагаю вам превратиться в юных художников. Но рисовать сегодня в нашем художественном салоне мы будем не красками, а пластилином. Кто из вас помнит, как называется техника рисования пластилином?
Ответы детей, воспитатель спрашивает еще 2-3 детей)
На подносе лежит волшебный пластилин, с его помощью можно сделать любой оттенок моря. Попробуем?
Хозяйка салона: Ребята, давайте вспомним, как художники получают новые цвета и оттенки? Что нужно сделать, чтобы у нас получился новый оттенок? (Ответы детей)
Хозяйка салона: Правильно, их нужно смешать. Посмотрите на схему смешивания цвета и подумайте, какой оттенок вы хотите получить.
Хозяйка салона: У вас получится «палитра моря». Все цвета и оттенки, которые помогут нарисовать море в любом состоянии: спокойное или бурное, теплое или холодное море. Как многообразна его палитра!
Чтобы изобразить волнующееся море – какой цвет мы будем использовать?
А спокойное море?
Хозяйка салона: Ребята, мы с вами тоже можем изобразить море в движении.
Возьмитесь за руки и скажите волшебные слова: «Раз, два, три – море, оживи!»
Воспитатель проводит физкульт минутку: игра малой подвижности «Море волнуется раз…»
Дети смешивают кусочки пластилина разных цветов, помещают их на па-литру, называют полученные цвета, сами придумывают названия оттенков.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания (После игры педагог предлагает детям снова подойти к выставленным картинам)
Хозяйка салона: Смотрите, какие разные изображения моря у нас есть? А вы знаете, как называют художников, которые рисуют море? (Ответы детей)
Хозяйка салона: Их называют «маринисты». Вам знакомо такое жен-ское имя «Марина». Оно переводится – «морская» Поэтому художников, которые изображают на своих картинах море, называют художник-маринист. А сами картины – марины.
(Просит нескольких детей повторить)
Хозяйка салона: Как называют художников, которые рисуют море?
Хозяйка салона: Художник И. К. Айвазовский был маринистом. .
мы с вами познакомились с «палитрой моря», и можем быть художни-ками-маринистами. Я предлагаю вам перейти в нашу мастерскую, сейчас будем рисовать на необычной доске.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель вносит конверт-доску, на которой изображен морской пейзаж в технике пластилинографии.
Хозяйка салона: Посмотрите, какой морской пейзаж я выполнила из пластилина! Но я не успела нарисовать морских обитателей. Вы сможете мне помочь нарисовать их?
(Ответы детей)
Хозяйка салона: Что мы будем изображать белым цветом (Чаек, «ба-рашки» на волнах, ракушки)
А что мы будем изображать синим цветом (кита, дельфина, камни)
А розовым? – (ракушки, рыбки, морские звезды)
Хозяйка салона: Чтобы рисовать в технике «пластилинография» необходимы сильные пальцы. Давайте подготовим пальчики к работе с пла-стилином, сделаем с вами гимнастику для пальчиков.
Видео пальчиковой гимнастики «Пять рыбок»
Хозяйка салона: Ребята, сегодня рисовать мы будем как настоящие художники, на мольберте. Подойдите все к моему мольберту, нам необхо-димо подготовить свое рабочее место. Мне нужен шаблон морского обитателя, стека, салфетка чтобы вытирать руки и пластилин. Давайте вспомним, как правильно рисовать пластилином? (наносить мазки пластилином, а детали прорисовывает стекой)
Воспитатель показывает образец (кита)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой кит у меня получился. Давайте придумаем про него историю. Кто сможет придумать начало истории?
Вероника: «Однажды, к берегу моря приплыл большой кит (прикрепляет на конверт-доску фигурку кита, но на берегу никого не было. Никто не вышел ему навстречу: ни маленький краб, ни чайки. Грустно и одино-ко стало киту. Представляете: такой большой кит в огромном море и такой одинокий»
Хозяйка салона: Молодец,Вероника. Ребята, посмотрите, какой кит стал грустный. Как вы думаете, почему?
Дети: У него не было друзей.
Хозяйка салона: ДА, без друзей грустно. А мы сможем ему помочь? Как мы поможем киту?
Ответы детей.
. Воспитатель помогает детям выбрать и подготовить себе рабочее место за мольбертом, напоминает о правильной осанке, о правилах ра-боты с пластилином и стекой. Шаблоны лежат на столе на подносе
Хозяйка салона: Кого и каким цветом ты будешь рисовать? А почему ты выбрал его? Почему ты выбрал именно этот цвет пластилина? Спра-шивает всех детей.
(Ответы детей)
Хозяйка салона: Теперь подойдите и дополните картину своими разными персонажами морского пейзажа, которые вы нарисовали. Надо при-крепить на картину своего морского жителя и придумать продолжение рассказа, который начала рассказывать Вероника.
Воспитатель помогает по мере необходимости. Во время самостоятельной работы детей звучит музыка. Дети самостоятельно находят место и прикрепляют персонажей сказки к конверт-доске.
Юра: Но вот на берегу, прямо под камешком показался маленький краб.
- Привет, большой кит, как там в море?
Хозяйка салона -Одиноко!
Юля: - Привет, большой кит! – закричали чайки, кружась над китом, - как там в море!
Хозяйка салона - Просторно!
Никита и Вика:- Привет, большой кит! – закричали морские раковины и морские звезды, - как там в море?
Хозяйка салона - Тепло и уютно!»
Наконец-то кит почувствовал себя уютно и тепло. Сколько друзей появилось у большого кита, всем нашлось место на берегу: и маленькому крабу, и морской звезде и ракушке
(называет персонажи, которые дети выполнили и прикрепили к конверт-доске)
Хозяйка салона: Берег уже не был пустынным, радостно кричали в небе чайки, краб цокал по камешкам своими клешнями, маленькая ракушка с восторгом смотрела на большого кита. У большого кита теперь много друзей!
Ребята, дайте тоже скажем киту: - Привет большой кит! Как ты там в море?»
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Хозяйка салона задает вопросы детям:
- Скажите, где мы были сегодня?
- Какой материал помог нам изобразить красоту морских просторов?
- Какие цвета мы использовали для передачи морского настроения?
- Вам понравилась история про большого кита? А что вам понравилось больше всего.
- Скажите, что еще можно нарисовать пластилином?
Хозяйка салона: Ребята, вы знаете, говорят, что если встать на берегу моря, закрыть глаза и произнести фразу «Раз, два, три, морская волна принеси». Обязательно случится ЧУДО!
Хозяйка салона: Попробуем?
Пока дети произносят фразу, хозяйка салона достает большую ракушку. Хозяйка салона: Открывайте глаза. Посмотрите, волна принесла нам ракушку. Вы возьмете ее в группу, поставите на полочку, чтобы любоваться ею и вспоминать наше занятие и сказку про большого кита.
Сюрпризный момент: Ребята, я приготовила для вас подарок. У меня на столе лежат медальки. У кого все получилось и все понравилось – берете медальку с веселыми морскими обитателями, если у вас что-то вы-звало затруднения – берете медальку с морскими обитателями, которые не улыбаются
Дети выбирают себе медальки. Хозяйка салона спрашивает детей, какую медальку они выбрали и почему?
Воспитатель: ребята, вам понравилось в художественном салоне? А теперь пора возвращаться в наш детский сад. Прощайтесь с Хозяйкой салона и в путь.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Чтение художественной литературы Чтение стихов, рассказов, сказок о морях и их обитателях Выполняется в детском саду
4.2 Проектная деятельность Изучение энциклопедии. Выполняется в детском саду
Примечание: Время занятия было распределено рационально, в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями и возрастными особенностями детей. Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех детей с учётом их способностей. Деятельность детей носит познавательно - развивающий характер.