Галина Снегерева
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Снигирева Галина
Конспект занятия «Зимующие птицы».
Цели:
уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях; развивать связную речь: расширять объем зрительного, слухового внимания и памяти; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Организационный момент:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
-Назовите зимние месяцы. Дети называют.
-Давайте поиграем в игру «Умный мяч», я буду бросать мяч, а вы возвращаете мяч с ответом и называете признаки зимы, но чур не повторяться! (все засыпано снегом; люди носят теплую одежду; реки и озера подо льдом; какой сейчас месяц)
-Вам нравиться зима? Почему? Продолжают возвращать мяч с ответом: (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)
-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)
А теперь вспомним знакомое вам стихотворение о зиме С. Есенина»Заколдован невидимкой…»
Вот молодцы, давайте присядем и отдохнем. Садятся произвольно на ковер.
Звучит аудиозапись «Звуки зимнего леса»
Ребята, Что это за звуки? послушайте, что за стук? Кто это стучит? Правильно, дятел, Попробуйте отгадать загадки:
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос - как топор.
Гуляя по лесу, можно услышать звонкие удары, словно кто - то стучит в барабан. Но кто, же этот лесной барабанщик? (Показывает иллюстрацию)
Дети: -Дятел!
Вот он сидит на стволе дерева, надёжно уцепившись за него лапами с острыми коготками. И опирается ещё и на жёсткие перья хвоста. Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна.
Дятел стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны. А там, под корой, спрятались вредители леса - жуки - короеды, прожорливые личинки, насекомые. Дятел достанет их из пробитой дырочки длинным, узким и липким языком. За это дятла называют лесным доктором, ни одно дерево в лесу не останется без его внимания, будут уничтожены насекомые-вредители, и лес будет жить!
Но не только жуками питается дятел. Зимой он расклёвывает сосновые и еловые шишки.
Белые щечки,
Быстрая птичка,
Остренький клювик.
Собой невеличка,
Желтая грудка,
Это… (Синичка)
(показ) Что за беспокойные птички? На минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры. Они имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки, летом синицы питаются насекомыми, а зимой подбирают любое семечко, какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам. Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц и других вредителей. Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей и ни один вредитель не останется незамеченным!
- Какую же полезную работу для леса выполняют синицы?
Они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц!
- Скажите, а чем питаются синички в городе? Трудно ли им зимовать? Чем мы можем помочь им? Где развешивать кормушки?
(чтобы кошка не достала)
Читает стих:
— Синица, синица, что тебе снится?
— Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.
— Синица, синица, ещё что-то снится?
— Солнышко, речка, домик с крылечком,
Мальчик Антошка и… хлебные крошки.
А теперь посмотрите вот на эту картину, здесь изображена особенная птица -
Клёст.
Окраска у клеста оранжево-красная, (рассматривают) крылья и хвост буро-чёрные. Посмотрите, какой у неё толстенький, перекрещивающийся клюв. Таким клювом удобно щёлкать орешки! Надо заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой В то время, как обычные птицы ждут тепла, чтобы выводить потомство, эти чудаки вьют в гнезда в самый жгучий мороз. Потому, что зимой от холода шишки на елях становятся хрупкими и легко расщелкиваются, клестам легко добыть себе много корма и прокормить своих птенцов. Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда.
Ходит важно, вперевалку,
И воркует, и клюет.
Голубь – птица с небольшой головой, тонкими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Они красивого голубоватого цвета – сизого. Шея красиво переливается изумрудным и лиловым цветом. Пищу обычно собирают на земле.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
- Это крупная серая птица. Голова, хвост и крылья – черные. Вороны умные птицы, близко к человеку не подходят, очень осторожные. Живет долго, дольше, чем человек. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин Питаются различными семенами, пищевыми отходами и даже живой добычей:мышками.
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто же это? (Воробей)
Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, шустрая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробышки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. Любит пшено, зернышки пшеницы.
Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка – как начнутся холода, прямо с севера – сюда!
Снегирь – голубовато-серая птичка сверху с черной шапочкой. Полоса на крыле чисто белая, щеки и грудь у самцов красные. Питается преимущественно семенами ясеня, клена и ягодами. Снегирь прилетает к нам зимовать.
Вот еще загадка:
непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая.
Сорока – черно-белая птица с очень длинным хвостом. Голова и крылья у нее черные, а бока – белые. Питается сорока различными семенами и плодами.
А вот послушайте, как я говорю : ВО-РО-БЕЙ…
Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Сосчитай слоги» дети хлопают на каждый слог и называют их количество: во-ро-на, дя-тел, во-ро-бей, со-ро-ка, го-лубь, клёст, сви-ри-стель.
Воспитатель: А сейчас слушайте еще внимательнее! буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово.
Голубь, голубок, голубка, голубика.
Ствол, сова, совята, совушка.
Снегирь, кормушка, синица, воробей.
Свиристель, собака, сорока, дятел.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень-очень внимательно, чтобы справиться со следующим заданием. Я буду произносить словосочетания и предложения, а вам нужно исправить меня и сказать правильно.
Черный ворона – черная ворона.
Белый сова – белая сова.
Серое голубь – серый голубь.
Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб.
Сорока сидел на заборе – сорока сидела на заборе.
Ворона чирикала на солнышке – ворона каркала на солнышке.
Воспитатель: Скажите, что могут делать птицы?
Дети: птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых.
А вот еще задание: Ворона большая, а воробей….? маленький.
У человека дети, а у птицы… птенцы.
У кошки лапы, а у птицы ….лапки.
У человека нос, а у птицы ….клюв.
У человека руки, а птицы …крылья.
У животных шерсть, а у птицы ….перья.
Один снегирь, а много ….снегирей.
Один дятел, а много …. дятлов.
Ворона вышагивает, а воробей …. прыгает.
Синица, а ласково …. синичка.
Сова, а ласково ….совушка.
Воробей, а ласково ….воробышек!
Голубь, а ласково …. голубок.
Пальчиковая гимнастика: «Дятел» дети встают и показывают:
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой!
Продолжаем, присаживаемся.
Ребята, а если сейчас зимой мы можем наблюдать за этими птицами, то как их можно назвать? Как называются птицы, которые остаются на зиму?
зимующие!
-Назовите зимующих птиц?
Какие птицы живут рядом с человеком в городе, деревне?
-Подумайте, почему они летят зимой к человеку?
-Правильно, птицы летят в города и деревни, чтобы прокормиться!
-А какие птицы прилетают к нам зимовать?- свиристель, клест
-Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах домов и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Зима – очень тяжелое время для птиц. Зима страшна птицам не холодом, а голодом. Ведь для того чтобы согреться, птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше, чем летом. Очень много птиц погибает не пережив сильных морозов и мы должны помочь им выжить!
А сейчас давайте вспомним, чем питаются птицы (выслушать ответы детей).
Все птицы любят полакомиться сухими хлебными крошками, разными крупами, семечками. Но есть и вредная для птиц еда. Это все соленое и жареное: жареные семечки и соленое сало. Так же вредно для птиц пшено! А порезанное яблочко они с удовольствием поклюют.
Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно не солёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения! Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом. А они нам будут благодарны за это и очистят наши сады, парки и леса от вредителей.
стихотворение Александра Яшина "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ"
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья. Берегите их!
Ребята, вы с родителями смастерили кормушки, и теперь каждый день мы подкармливаем птиц.
У нас в группе осталась еще одна красивая кормушка.
Ребята, представьте, что к этой кормушке прилетели разные птицы и у каждой есть свои предпочтения. Давайте угостим пернатых гостей!
Для этого надо обвести трафарет- блюдце, вырезать его и на нем нарисовать свое угощение: семечки, зерна, крошки, кусочки сала, а затем отнесем свои блюдца прямо в кормушку!
Когда же пойдем на прогулку, то заберем кормушку и покормим птиц по -настоящему!
Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание.
Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).