Дадельцева Анастасия
Конспект занятия в подготовительной группе «Возникновение жизни на Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о том, как появилась жизнь на земле.
Задачи:
1. Расширять представления детей о возникновении и развитии жизни на Земле: состоянии поверхности Земли до возникновения жизни, о появлении воды, возникновении и развитии живых существ в воде и на суше.
2. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, пользуясь простейшей моделью. Развивать слуховую и зрительную память, мышление.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Возникновение жизни на Земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
3. Развивать словарный запас детей, активизировать в речи слова: наука палеонтология, геохронологическая таблица, эра, бактерии, простейшие микроорганизмы, кишечнополостные, моллюски, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру и всему живому на Земле.
Демонстрационный материал: презентация «Появление жизни на земле», картинки с изображением простейших, кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих, человека, окаменелости моллюсков и кораллов, лупы, влажные салфетки, запись «космической» музыки.
Предварительная работа: чтение энциклопедии о возникновении планеты Земля, зарождении жизни на земле, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов «Спроси у Альберта – Рождение Земли», «Спроси у Альберта – Жизнь завоёвывает Землю», «Спроси у Альберта – Почему вымерли динозавры?», «Пластичная эволюция», дидактическая игра «Заселим планету», настольная игра «Динозавры», изготовление ширмы «В Московском палеонтологическом музее», рисование «Вымершие животные», лепка «Древние моллюски, губки и кораллы», изготовление с детьми геохронологической таблицы «Возникновение и развитие жизни на Земле».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наука, которая изучает возникновение жизни на Земле.
Дети: Наука палеонтология.
Воспитатель: А вы помните, мы составляли геохронологическую таблицу, где отмечали, как возникла жизнь на планете Земля. Давайте покажем её нашим гостям. Ой, а что случилось, таблица пустая, всё стёрлось. Что же делать? Как восстановить нашу историю?
Предложения детей.
Воспитатель: А действительно, давайте отправимся в необычное, увлекательное путешествие на машине времени. Пристегните ремни, отправляемся.
Демонстрация презентации «Появление жизни на земле» с комментариями воспитателя.
Беседа в процессе просмотра. Слайды 1- 9.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где вначале появилась жизнь, на земле или в воде? (Ответы детей).
- Первая жизнь зародилась в воде. Это были бактерии – микроскопические невидимые глазу существа. Благодаря бактериям появились растения – синезелёные водоросли.
-Как вы думаете, почему первыми появились растения, а не животные? Слайд10.
Дети: Растениям для жизни нужна вода и свет. А животным нужны растения для пищи.
Воспитатель: Давайте поставим картинки бактерий и сине-зелёных водорослей в самую нижнюю клеточку таблицы. Они появились в архейскую и протерозойскую эры.
Воспитатель: Прошли миллионы лет. Кто появился в океане? Слайд 11.
Дети: В океане появились одноклеточные (простейшие): амеба, инфузория туфелька.
Воспитатель: Потом, кто появился?
Дети: Затем появились медузы.
Воспитатель: Правильно, появились медузы, они относятся к кишечнополостным. Как они выглядят?
Дети: Медузы имеют щупальца для охоты и защиты, они хищники.
Воспитатель: А кто появился после кишечнополостных?
Дети: Появились черви.
Воспитатель: Черви имеют гибкое мускулистое тело, покрытое прочной оболочкой, у многощетинковых червей – отростки, похожие на ноги, расчлененное тело, рот с ресничками.
Воспитатель: Ребята, кто появился после червей?
Дети: Появились моллюски.
Воспитатель: У моллюсков мускулистое тело, раковина, нога или щупальца, глаза, рот с твердыми наростами. Каких моллюсков вы знаете?
Дети: беззубка, большой прудовик, виноградная улитка, кальмары, осьминоги.
Ребята, на нашей машине времени есть лаборатория «Древние ископаемые». Хотите посетить её?
Ответы детей.
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию.
Дети с помощью луп рассматривают окаменелости древних моллюсков.[
Воспитатель: Ребята, нам пора покидать древнюю лабораторию и отправляться дальше. Скажите, пожалуйста, кто появился после моллюсков?
Дети: Появились раки, крабы.
Воспитатель: Правильно, появились членистоногие? (Раки, крабы). У членистоногих хорошо развита мускулатура, органы передвижения, тело покрыто твердой оболочкой, глаза, рот приспособлены к твердой пище.
Воспитатель: Ребята, кто появился после моллюсков и членистоногих?
Дети: Появились рыбы.
Воспитатель: Расскажите о них.
Дети: У рыб обтекаемая форма тела, есть чешуя, плавники.
Воспитатель: В океане бурная жизнь, а на суше голые скалы, нет почвы, нет растений, нет животных. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому, что нет кислорода.
Воспитатель: Слайд 12. Скажите, пожалуйста, а жизнь так и не появилась на суше?
Дети: Жизнь появилась. Появились растения, а затем животные стали выходить из воды на сушу. Слайд 13.
Воспитатель: Действительно, появляются двоякодышащие рыбы, которые выходили на сушу в поисках пищи. Затем появляются земноводные и пресмыкающиеся или их ещё называют рептилиями. Каких земноводных и пресмыкающихся вы знаете?
Дети: Земноводные: лягушки, тритоны, жабы; пресмыкающиеся или рептилии: крокодилы, черепахи, ящерицы, змеи.
Воспитатель: ребята, мыс вами вспомнили, какие живые организмы появились в палеозойскую эру. Давайте поставим картинки этих животных.
Дети ставят картинки инфузории туфельки, медузы, червей, моллюсков, рака, рыбы, лягушки, крокодила.
Воспитатель: Ребята, следующая эра мезозойская. В это время жили самые крупные пресмыкающиеся, как вы думаете какие?
Дети: динозавры. Слайд 14.
Воспитатель: Что означает это слово? (ответы детей).
Воспитатель: правильно «ужасный ящер».
Воспитатель: Что вы можете рассказать о динозаврах?
Дети: У динозавров прочная кожа, защищающая от солнца и жары, костные выросты, служащие для нападения и защиты, мощные зубы для пережевывания жесткой пищи.
Воспитатель: Какого размера были динозавры? Какую пищу предпочитали?
(ответы детей).
Воспитатель: Как называются животные, которые едят траву? Мясо других животных? (ответы детей). А хотите поиграть в игру? (ответы детей).
Воспитатель: Командная игра «Травоядные и хищники»
Одна команда детей выбирает хищных динозавров, другая травоядных динозавров.
Воспитатель: Ребята, почему вымерзли динозавры? (Дети высказывают предположения).
Воспитатель: Во многих книгах написаны разные предположения. Но многие ученые считают, что с изменением климата на Земле исчезли и динозавры. В начале от холода гибли растения, затем травоядные, а потом и хищные животные.
В следующую клеточку геохронологической таблицы мы поместим динозавров.
Воспитатель: Слайд 15. Проходят миллионы лет, исчезают одни растения и животные и появляются другие. В лесах растут лиственные и хвойные деревья, травы, цветы. Появляются животные и птицы, похожие на современных животных и птиц.
Слайды 16, 17. Это мамонт, шерстистый носорог, большерогий олень, собакомедведь. Предками каких современных животных они являются?
Дети: Слона, носорога, оленя, медведя.
Воспитатель: Пройдёт время, появятся современные млекопитающие, птицы и люди.
Как вы думаете, какие картинки мы поместим в последнюю клеточку таблицы?
Дети: млекопитающих, птиц и человека.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и восстановили геохронологическую таблицу возникновения жизни на земле. Спасибо, вам. А теперь нам пора возвращаться домой, пристегните ремни.
Звучит космическая музыка.
Воспитатель: Но, вот, ребята, мы с вами опять дома.
Понравилось вам путешествовать в прошлое? (Ответы детей).
Давайте покажем нашим гостям геохронологическую таблицу развития жизни на земле.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, очень много знаете, сами восстановили историю развития жизни на земле.
Я хочу вам вручить медали «Юных исследователей». Награждение.