Елена Губатова
Конспект занятия в подготовительной группе «Устное народное творчество«
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа :
6-7 лет (подготовительная).
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Приобщение дошкольников к миру народного искусства образно-игровым способом, пробуждение в детях интереса к различным жанрам устного народного творчества.
Задачи:
I. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Устное народное творчество„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Обеспечить закрепление и обобщение знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества;
• Формировать умение определять и относить произведение к определенному жанру;
• Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
• Учить узнавать сказку по заданию
ІІ. Развивающие:
• Развивать индивидуальные литературные предпочтения,
• Содействовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.
• Способствовать развитию речевой культуры детей, вводя в словарь ребенка народные обороты речи;
III. Воспитательные:
• Воспитывать такие качества как взаимовыручка, честность и справедливость в игре.
• Воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.
• Воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к устному народному творчеству;
Материал к занятию :
Конверты с заданиями, юла (волчок, фишки, коробка (черный ящик, баба Яга, пазлы, набор книг русских народных сказок, пословицы-ребусы, головные уборы для танца.
Предварительная работа:
• Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
• Рассказы детей о любимых книгах;
• Оформление тематической выставки книг;
• Оформление выставки детских рисунков героев любимых книг;
Ход занятия
1. Вводная часть.
1.1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, на нём мы подведём итог нашей с вами работы. Поговорим о жанрах устного народного творчества, повторим, что читали.
1.2. Введение в тему.
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Загадки, пословицы и поговорки, сказки, потешки, народные песни, скороговорки, частушки, считалочки, небылицы).
- Как вы думаете, почему они называют русскими народными? ( ответы детей: так как их сочинил русский народ)
- Я вам приведу пример жанра, а вы его назовите:
1. Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (Загадка).
2. Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж. (Скороговорка).
3. Пчелы в поле полетели
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты! (Считалочка).
4. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Пословица).
5. Хорошо! Весна идет!
С ног нас валит гололед.
Поднимай свой нос повыше –
Вон летит сосулька с крыши! (Частушка).
6. Уж и где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес,
Да на полочку унес. (Небылица)
7. Жили-были дед и баба и была у них внучка Машенька…. (Сказка).
- А вы можете привести свои примеры?
Молодцы, ребята! Хорошо фольклорные жанры знаете.
-Давайте поговорим о жанре русского народного творчества – сказка.
-А вы любите сказки?
- Какой же урок преподносит нам сказка? Сказка воспитывает, предупреждает, дает совет, побуждает делать добро, учит различать вымысел и реальность, развивает мышление, фантазию.
П. Основная часть.
1. Игра «Что? Где? Когда?»
- Напоминаю правила игры: запускается волчок, сообща, командой отвечаем на вопрос того конверта, на который укажет стрелочка волчка. За правильный ответ вы получите фишку.
Конверт №1. В этом конверте вопрос: «Какие виды народных сказок вы знаете?» (Бытовые, волшебные, о животных, сказки-небылицы). По отрывку отгадайте название и вид сказок.
1. - Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. (Волшебная сказка “По щучьему веленью”)
2. Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. («Каша из топора» - бытовая)
3. - Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы.
Кот и дрозд, спасите меня. (Сказка о животных - «Петушок — золотой гребешок»)
Конверт № 2: «Путаница»
Необходимо вспомнить и дать правильное название сказкам.
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
«Иван-Царевич и зеленый волк»;
«По собачьему веленью»;
«Волк и семеро тигрят»;
«Сашенька и Медведь»;
«Гуси-вороны».
Конверт № 3: «Собери и назови сказку».
Вам нужно собрать из пазлов сказку и правильно ее назвать.
Конверт № 4: «Книжная ярмарка».
Предлагается набор книг, из них все кроме одной, с русскими народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор.
Конверт № 5: «Отгадай загадки».
Сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните русские народные сказки.
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).
2. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
3. Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей Этих сказочных зверей. (“Три медведя”)
4. Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? (“Гуси-лебеди”)
5. На сметане был мешен
В русской печке испечен
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок).
Конверт № 6: На рисунках зашифрованы известные пословицы. Вам необходимо прочитать шифровку.
– Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
– На воре и шапка горит.
– Яблоко от яблони недалеко падает.
«Черный ящик» : отгадайте загадку и определите, герой какой сказки находится в ящике:
Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла. (Правильно, Баба Яга).
- В каких сказках встречается этот герой? (в волшебных)
- Какие волшебные предметы помогают Бабе Яге?
( ответы детей: метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, волшебный клубочек)
А какие сугубо русские народные герои еще встречаются в русских народных сказках? (Кащей, Леший, Водяной, Кикимора. Змей-Горыныч).
2. Физминутка: «Раз грибок, два грибок»
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
- Итак, ребята, мы с вами поговорили о видах народных сказок, вспомнили героев сказок, отгадали загадки, разгадали ребусы с пословицами. Но люди сами придумывали не только сказки, пословицы, загадки, но и песни. Какие народные песни вы знаете? («Жили у бабуси…», «Калинка-малинка», «Во поле береза стояла»). Песни были игровые, плясовые, колыбельные и хороводные.
- А как исполнялась плясовая «Калинка-малинка»? Какие движения ее сопровождали? (Девушки держались за кончики косынки, складывали руки под грудью, подпирали щёчку пальцем, парни разводили руки и пускались вприсядку, показывая удаль молодецкую).
- Давайте немного потанцуем под эту песню. Подходите к центру ряжения и надевайте головные уборы: мальчики – картузы, а девочки – косыночки.
3. Танцевальная пауза «Калинка-малинка».
III. Подведение итогов.
- О чем мы с вами сегодня говорили? (Об устном народном творчестве)
- Что включает в себя устное народное творчество, назовите его жанры
(Сказки, пословицы и поговорки, песни, частушки, загадки, скороговорки, считалки).
- По каким видам сказок мы играли в «Что? Где? Когда?» (волшебные, бытовые, сказки о животных).
А теперь соберите картинку из фишек, которые вы получили за выполнение заданий, и узнаете, что вас ждет в конце игры (Приз).
Рефлексия
Я раздам вам кружочки красного, зеленого и желтого цвета. Оцените, пожалуйста, понравилось ли вам наше занятие и покажите один из кружочков.
Зеленый – понравилось, Желтый – не совсем, Красный – не понравилось.