Елена
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Солнечная керамика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, ввести детей в гармоничный мир народной Донской культуры, дать представление о жизни людей в прошлом, погрузить в истоки современного декоративного искусства и бытового дизайна.
Познакомить с Семикаракорской росписью, обычаями и традициями Дона.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе „Солнечная керамика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к посуде; уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана; закрепление понятий чайная, столовая, кухонная посуда; совершенствовать грамматический строй речи (использовать имена существительные в косвенных падежах, развивать навыки словообразования и словоизменения).
• продолжать учить работать с красками и кистью;
• учить составлять узор, заполняя середину и кайму
• учить составлять букет из крупных и мелких цветов;
• закреплять технические приемы рисования концом кисти мелких цветочков и бутонов, мазком - цветов и листьев;
Развивающая:
• Развивать воображение детей, поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
• продолжать развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани,
• развивать эстетическое мировоззрение.
Воспитательная:
• воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам;
• воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, гордость за свой народ, желание преумножать его богатство.
Материалы: Посуда Семикаракорского завода элементы узоров для рассматривания, бумага, простые карандаши, краски, кисти, салфетки, слайд – шоу «Элементы росписи».
Предварительная работа : рассматривание альбома «Семикаракорская керамика», прослушивание песен «Донского казачьего хора», беседы о быте донских казаков, донских ремеслах.
Содержание образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в музей посуды.
Вопросы:
-Для чего нужна посуда?
-Какие виды посуды вы знаете? (столовая, кухонная, чайная).
Выставление карточек с изображением посуды на доске.
-Для чего нужна столовая посуда? (кухонная, чайная).
-Чем посуда, которая была раньше, отличается от посуды, которой мы пользуемся сейчас?
-Чем украшали посуду?
Сегодня я вам расскажу о посуде, которую изготавливали в городе Семикаракорске Ростовской области.
Этот город лежит на реке Дон.
Гончарные промыслы в казачьей станице Семикаракоры существовали очень давно, что неудивительно: добываемые в низовьях Дона разновидности глин и песков как нельзя лучше подходят для изготовления керамических изделий. Производство глиняной посуды и игрушек - одно из немногих направлений донского прикладного искусства, сохранившихся до наших времен – это фаянсовое производство. Раньше были "горшечные заводы", так назывались гончарные мастерские. Был "горшечный завод" и в станице Семикаракорской у крестьянина Якова Черняева
В процессе непрерывного творческого поиска найдено неповторимое семикаракорское письмо: яркое, нарядное, в гармонии красочного многоцветья которого выражено праздничное настроение, идущее от русского народного искусства. А начинал все H. С. Арабский, геолог по образованию, эрудированный человек - первый директор. По его инициативе решено было гончарную мастерскую расширить. Таким образом, из небольшого гончарного участка появился керамический цех.
Фаянс отличается оригинальными формами, которые создаются в основном методом литья и ручной формовки. Округлые устойчивые формы семикаракорского фаянса отражают к традиционную посуду донского края. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайники, салатницы.
Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом - во Франции, в Японии, Англии, ГДР, Югославии, Болгарии, Польше.
Промысел отмечен многими наградами международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.
Рассматривание посуды семикаракорского фаянса. (просмотр презентации)
Я вам прочу стихотворение, которое называется «Посуда» (чтение стихотворения сопровождается показом картинок семикаракорского фаянса).
Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,
И с человеком дружила, его она вкусно кормила.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Сейчас мы с вами вместе повторим стихотворение о посуде.
Вопросы по содержанию:
Как называется стихотворение?
О какой посуде говорится в нем?
С кем дружила посуда?
Воспитатель:
У каждого продукта есть свой домик. Я вам буду говорить о продуктах, а вы будете отгадывать название домика.
Игра «Где живут продукты?».
Сахар живет в … (сахарнице)
Соль живет в … (Солонке)
Сухари живут в… (сухарнице)
Масло… (в масленке)
Перец….(в перечнице)
Чай… (Чайнике)
Кофе… (кофейнике)
Селедка… (селеднице)
Конфеты … (конфетнице)
Салат… (салатнице)
Игра «Чашка и блюдце»
Дети выполняют инструкции воспитателя и комментируют свои действия.
-Поставь чашку на блюдце. - Я поставил чашку на блюдце.
-Возьми чашку с блюдца. – Я взял чашку с блюдца.
-Поставь чашку возле блюдца. – Я поставил чашку возле блюдца.
- Держи чашку над блюдцем. - Я держу чашку над блюдцем.
-Поставь чашку справа от блюдца. – Я поставил чашку справа от блюдца.
-Поставь чашку перед блюдцем. – Я поставил чашку перед блюдцем.
-Поставь чашку под блюдце. – Я поставил чашку под блюдце.
-Возьми чашку из-под блюдца. – Я взял чашку из-под блюдца
- Отдай Тане чашку, а у нее возьми блюдце… и т. д.
Развитие связной речи «Сказка о семикаракорском чайнике».
Жил – был на промкомбинате «Аксинья» чайник. У него была семья -посуда. Чайник был пузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был керамический и очень полезный. Люди его любили и пили из него чай.
Вопросы:
-С кем дружил чайник?
-Какой он был по размеру?
-Какие части есть у чайника?
-Из чего сделан чайник?
-Почему люди его любили?
Повторное чтение. Пересказы детей.
Игра «Мы попрыгаем немножко»
Дети прыгают на каждый слог называемого слова (словарь по теме).
Мы попрыгаем немножко.
Пусть слова разделят ножки.
Сейчас мы с вами попьем чайку из семикаракорской посуды.
Заключительная часть. Подведение итога занятия