Зоя Рогова
Конспект занятия в подготовительной группе «Самолет ТУ-104–символ Рыбинска, города моторостроителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с историей создания памятника «Самолет ТУ-104 на Скомороховой горе». Формировать представления детей о Рыбинске как о городе моторостроителей. Развивать зрительное внимание, целостное восприятие предметов. Воспитывать интерес к истории родного города.
Предварительная работа: занятие «Рыбинск – город исторический», беседа «Рыбинск – город бурлаков», рассматривание альбомов «Современный Рыбинск», «Достопримечательности Рыбинска», «Гербы городов Ярославской области».
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Самолет ТУ-104–символ Рыбинска, города моторостроителей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Темочки
Материал: иллюстрации с изображением герба Рыбинска, памятника бурлаку, самолета ТУ-104 на Скомороховой горе, презентация «Подлинная история самолета ТУ-104 на Скомороховой горе», дидактическая игра «Разрезные картинки» (самолеты).
Ход занятия:
Дети встают в круг, повторяют стихотворение вместе с воспитателем.
Что за чудо-чудеса;
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу вам не тая-
Руки всем нужны, друзья!
- Дети, скажите, как вы понимаете смысл этого стихотворения? Какие бывают руки? (добрые, умелые, золотые и т. п.)
- Есть в народе пословица: «Умелые руки не знают скуки». Именно такие руки были во все времена у людей, живших на берегах нашей Волги, в нашем славном городе Рыбинске.
Воспитатель показывает иллюстрацию с гербом города.
- Давайте вспомним, чем занимались люди, жившие давным-давно, в Рыбной Слободе? (ловили рыбу, поставляли ее к царскому столу). В те старые добрые времена это было основным занятием жителей Слободы. Именно поэтому, и название поселения, а затем и города было связано с рыбой: Рыбная Слобода – Рыбинск. Изображение стерляди мы видим на гербе нашего города. Что символизируют лесенки на гербе? (пристани)
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением памятника Бурлаку.
- Затем наш город стал развиваться и получил неофициальное название «Столицы Бурлаков». Вспомните и объясните почему? (ответы детей). В те времена на Волге активно велась торговля различными товарами. Основным занятием простых людей стала профессия бурлака, которые непосильным трудом приносили большие доходы своим хозяевам, купцам.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением самолета ТУ-104 на Скомороховой горе.
- Вы узнаете этот памятник? (ответы детей) Самолет ТУ-104 – один из символов нашего современного города Рыбинска, города моторостроителей. Большинство жителей Рыбинска трудятся на моторостроительном заводе ОДК «Сатурн», где изготавливают двигатели для самолетов. У этого памятника есть своя история создания. Хотите ее узнать? Тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте, в конце занятия будет викторина, в которой я буду задавать вопросы о памятнике.
Показ слайдов: слайд 1.
- Каждый день жители Скомороховой горы проходят мимо самолёта, установленного на улице Моторостроителей. И уже настолько привыкли к этому памятнику, что он стал неотъемлемой частью нашего города.
— Почему начали строить этот памятник? На этом месте резкий перепад отметок высоты, тут начинается Гора. И думали, что здесь можно сделать, как этот перепад оформить. Жилой дом построить нельзя. Решили поставить постамент и самолёт, который отражает идею нашего завода.
Показ слайдов: слайд 2.
- Нашли списанный, отработавший свой срок лайнер. Он прилетел из Самары в Ярославль, откуда его на барже доставили по Волге до дворца спорта «Полёт». Там его некоторое время охраняли сотрудники милиции. Горожане фотографировались на фоне самолета.
Показ слайдов: слайд 3.
- Сначала внутри лайнера решили соорудить детский кинотеатр. В Свердловске (сейчас Екатеринбург) в своё время тоже установили самолёт, но произошла трагедия – в салоне случился пожар. После того происшествия рыбинские пожарные запретили такое использование нашего самолёта.
Показ слайдов: слайд 4.
- В 1983-м году строители построили постамент на Скомороховой Горе. Долго прорабатывали маршрут, по которому самолет можно доставить до улицы Моторостроителей. Решили, что наилучший вариант – улицы Свободы – Плеханова. Тащили самолёт ночью, чтобы машины не мешали. Помогали сотрудники ГАИ. Операция прошла успешно – крылатую машину на своих шасси довезли до места. Затем укрепили ее с помощью тросов.
Показ слайдов: слайд 5.
- Окончательное благоустройство территории вокруг памятника завершили в 1984-м году: сделали лестницы по обеим сторонам постамента, а площадь у самолёта облицевали плиткой. Когда все работы были закончены, начались жаркие споры – как же использовать помещение внутри постамента.
Показ слайдов: слайд 6.
- Всё внутреннее пространство постамента хотели засыпать землёй для большей устойчивости сооружения, но наши строители вопрошали: «Зачем же землёй, здесь такое помещение, давайте его использовать». Так в помещении постамента самолёта на Скомороховой Горе появилась спортшкола по боксу. В первый же день после открытия прошли соревнования, на которые пригласили известного чемпиона Европы по боксу.
Показ слайдов: слайд 7.
- Поворотным в судьбе самолёта стал 2016-й. Руководство моторостроительного завода решило вернуть памятнику прежний облик. Чтобы всё сделать правильно, пригласили специалистов Конструкторского Бюро «Туполев», которое разработало ТУ-104А. Они осмотрели самолёт и дали свои рекомендации по реконструкции.
Показ слайдов: слайд 8.
- После реставрации самолёт не просто вернул себе прежний облик, он стал лучше. Теперь постамент и лестница к нему — взлётно-посадочная полоса, в иллюминаторах по ночам зажигается свет, а на крыльях и хвосте горят сигнальные огни. На легендарный самолёт, ставший одним из символов Рыбинска, теперь приятно смотреть самим и не стыдно показать туристам. Именно таким мы видим его сейчас.
- Вот и подошла к концу история создания памятника самолета ТУ-104. Понравилась она вам?
- Сейчас предлагаю немного отдохнуть вашим глазкам.
Гимнастика для глаз «Самолет»
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
(Смотрят вверх, ведя пальцем за пролетающим самолетом)
Правое крыло отвел – посмотрел,
Левое крыло отвел – посмотрел.
(Отводят попеременно руки и прослеживают взором)
Я мотор завожу и внимательно гляжу.
(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взором)
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(Поднимаются на носочки, имитируют полет)
Физкультминутка «Самолет»
Руки ставим все в разлет, (движения делаются в соответствии с текстом)
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз, делай два!
Раз, два! Раз, два!
Руки вверх все поднимите,
Друг на друга посмотрите.
Раз, два! Раз, два!
Опустили руки вниз
И на место все садись!
- Ребята, сегодня мы с вами говорим о самолете ТУ-104. Как вы думаете к какой авиации он относится: военной или гражданской? (ответы детей)
- Гражданская авиация – это самолеты и лайнеры, которые перевозят пассажиров, а военная авиация – это истребители, бомбардировщики, штурмовики, военно-транспортные самолеты и вертолёты, самолеты – дозаправщики. Чтобы побольше узнать о самолетах предлагаю вам собрать «Разрезные картинки». У вас на столе лежат образцы, по которым вы можете собрать целое изображение.
- Молодцы, все справились с заданием. Теперь попрошу ответить на вопросы викторины «Что я знаю о самолете ТУ-104 на Скомороховой горе». За каждый правильный ответ дается фишка. В конце подводится итог, определяется победитель.
1. Как называется улица на которой стоит самолет ТУ-104? (Улица Моторостроителей)
2. Почему памятник решили построить именно в начале Скомороховой горы? (Памятник построили в месте, где был резкий перепад высот. Жилой дом нельзя было построить на этом месте. Вот и решили поставить постамент, а на нем самолет.)
3. Что сначала решили устроить внутри самолета? (Детский кинозал)
4. Кто запретил устройство кинозала и почему? (Рыбинские пожарные, из-за пожара в Свердловске.)
5. Каким маршрутом лайнер попал в Рыбинск? (Он прилетел из Самары в Ярославль, откуда его на барже доставили по Волге до дворца спорта «Полёт». Затем по улице Свободы до постамента.)
6. В каком году завершилось окончательное обустройство памятника? (В 1984 году)
7. Как решили использовать помещение под памятником? (Открыли спортшколу по боксу)
8. Что произошло с памятником в 2016 году? (Памятник отреставрировали, он стал лучше, чем был прежде.)
- Молодцы, ребята! Многое запомнили из моего рассказа. (Подводится итог, выявляется победитель).
- Вот подходит к концу наше занятие. Если сегодня вы узнали что-то интересное, новое для себя, то попрошу вас на мольберте «поднять в небо» самолет, а если - нет, то пусть ваш самолет останется на взлетной полосе. (Дети на мольберте определяют свой выбор)
- Я вижу множество самолетов, взлетевших в небо. Значит вам понравилось сегодняшнее занятие, и вы многое узнали на нем.
- Как вы сможете использовать новые знания, с кем поделитесь своими впечатлениями? (Можно рассказать родителям; своим братьям, сестрам; друзьям) Эти знания могут пригодиться вам для учебы в школе. И в завершении мне хотелось бы подарить вам настольную игру «Мемо-самолеты».