Светлана Байлычева
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в типографию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в типографию».
Цель занятия : ознакомление детей с работой типографии, этапами создания книги.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей возникновения книги.
2. Формировать представления о работе типографии, познакомить с трудом работников типографии, с процессом создания, оформления книги.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие в типографию“» размещена в разделах
1. Развивать познавательную и речевую активность. Обогатить словарь новыми словами (типография, печатный станок, резак, брошюратор).
2. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к книгам, уважение к труду взрослых, создающих книги.
2. Способствовать формированию интереса, положительного отношения к труду, желания создавать предмет (книгу) своими руками.
Материал: интерактивная доска, ноутбук, старинная книга, иллюстрации для игры «Рифмы», карандаши, листочки с заданиями на определение последовательности
работы в типографии, ламинатор, брошюратор, пружина, страницы книги, обложка, блокноты.
Ход занятия:
Мы построим ровный круг,
Слева друг и справа друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Сил не жалко для труда?
Друг друга выручим всегда?
Ребята, совсем недавно я была в гостях у ребят младшей группы. Они любят читать книги и рассматривать иллюстрации. Хотите попробовать сделать книгу для малышей своими руками?
Для чего нужны книги? (чтобы читать, узнавать новое, учиться в школе, чтобы быть умнее и т. д.). Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.
Как вы думаете, всегда ли книги были такими, как мы их знаем? Приглашаю вас отправиться в прошлое на машине времени, занимаем места.
В машину времени садимся,
В прошлом сразу очутимся.
Начинаем мы считать
1,2,3,4,5.
Машина наша ты лети,
В прошлое нас всех верни!
(появляется слайд с изображением пещеры с наскальными рисунками)
Посмотрите, мы оказались в прошлом, когда люди жили в пещерах. Первобытные люди рисовали свои впечатления об охоте, своих приключениях на стенах своего жилища. Это и были первые книги. Какие необычные буквы, на что они похожи? (появляется слайд с изображением глиняных табличек)
Позже появились глиняные таблички. Люди писали острыми палочками на влажной глине и оставляли ее сохнуть на солнце. (появляется слайд с изображением книги на бересте)
Перед вами книга на бересте. Береста - это березовая кора. Буквы на ней процарапывали специальными костяными инструментами. (появляется слайд с изображением книги из папируса)
А вот эта книга из папируса. Папирус - это болотное растение, похожее на камыш. Его стебель разрезали на полоски и высушивали на солнце. Писали на таких листах тонкими палочками.
Много-много лет спустя в Древнем Китае придумали бумагу.
Обычно книги писали люди, у которых был очень красивый почерк. Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации, выделяли заглавные буквы яркими красками.
У меня тоже есть старинная книга (показываю). Посмотрите, какими необычными буквами она напечатана. Нужно было очень много времени, чтобы напечатать одну такую книгу вручную. Поэтому люди придумали печатный станок, а затем и более сложные машины для печатания книг.
А вы знаете, где печатают книги? (в типографии)
Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в типографию, но для этого нам нужно вернуться в настоящее. Занимаем места в машине времени, закрываем глаза и говорим:
1,2,3
Машина времени лети,
В настоящее нас верни!
Ребята, открывайте глаза. Вот мы и вернулись в настоящее. Но прежде чем попасть в типографию, давайте вспомним, кто пишет книги? (поэты и писатели)
Поэты и писатели - очень творческие люди. У них прекрасное воображение и яркая фантазия. А поэтам, чтобы написать стихи, надо уметь подбирать рифму. Давайте поиграем в рифмы.
• ИГРА РИФМЫ (педагог по одной показывает предметные картинки, а дети подбирают рифму к каждому слову) рифма - это слово, близкое по звучанию.
часы-весы жук-лук
маска-краска дворец-огурец
ворона-корона дом-гном
конфета-ракета подушка-лягушка
шарик-фонарик утка-шутка
Теперь мы с вами отправляемся в типографию.
Сначала текст попадает к наборщику. Он набирает его на компьютере. Наборщик должен быть очень быстрым, аккуратным и внимательным в своей работе человеком.
Далее над книгой кропотливо работают редакторы и корректоры. Они находят и исправляют ошибки в тексте. Давайте попробуем, сложно ли искать ошибки? Я буду читать стихотворные строки, а вы назовете слова, которые звучат неправильно и исправите их.
• ИГРА ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело!
Ехал дядя без жилета (билета,
Заплатил он штраф за это.
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Затем к делу приступает печатник. Печатник работает на печатном станке. Он контролирует подачу чистых листов бумаги. А из-под станка выходят листы с напечатанным текстом и иллюстрациями.
Потом резчик на специальном станке-резаке нарезает листы бумаги нужного размера.
Затем на брошюраторе за дело берется переплетчик. Он стягивает страницы, а потом одевает в красивый переплет.
И вот, красивая книга готова. Хотите обустроить свою типографию?
• ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА "ОБУСТРОЙ ТИПОГРАФИЮ"
Какой станок ты выберешь? Помнишь, как он называется?
Может быть ребята нам помогут?
Давайте проверим. Наша типография готова. Добро пожаловать!
• ФИЗМИНУТКА
Открывай скорее книжку. (имитация переворачивания страниц)
В книжке мошка, мышка, мишка. (изображаем животных)
В книжке мячик - круглый бок, (рисуем в воздухе округлый предмет)
Вверх-вниз, прыг-скок, (прыжки)
Прыг-скок, прыг-скок! (прыжки)
В книжке зонт - открой и стой - (сложить руки домиком над головой)
Дождь идет, а ты сухой.
В книжке киска близко-близко. (изображаем животное)
На цветной странице киску (имитируем поглаживание кошки)
долго глажу я рукой,
Потому что мех такой!
Книгу смело открывай (ходьба на месте)
И скорей ее читай!
Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и доделать книгу, странички для которой мы уже с вами приготовили.
Мне тоже захотелось попробовать стать печатником и иллюстратором, я сделала обложку для нашей книги, сейчас мы ее распечатаем (подхожу к принтеру, распечатываю).
Чтобы обложка была более прочной и защищала странички от повреждений, мы ее заламинируем. Ламинатор, как утюг, нагревается, проглаживает лист и заклеивает его в защитную пленку. При работе с ним нужно быть очень осторожным, чтобы не обжечь руки. (ламинирую)
Теперь нам нужно стянуть странички и одеть в красивый переплет. Нам поможет в этом брошюратор. (брошюрую)
Наша книга готова!
Ребята, вам понравилось в типографии?
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Завтра мы обязательно сходим к малышам и подарим нашу книгу
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощание
Мы подарим пожелание -
Знания ищи всегда,
Умным станешь ты тогда.