Анастасия Коптева
Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Почему мы не слышим тишину?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему мы не слышим тишину?
Актуальность: В повседневной жизни мы постоянно находимся в мире шумов и звуков. Они помогают понять, что такое происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, объект или даже сам человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков располагает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким же образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках, а также потребность ребенка в новых впечатлениях лежат в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой)деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментально-исследовательской деятельности „Почему мы не слышим тишину?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: подвести детей к пониманию того, как распространяются звуковые волны в процессе экспериментальной деятельности.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Познакомить детей с понятием звук.
2. Формировать представление детей о звуке.
3. Познакомить с понятиями: «звуковые волны», «колебание», «вибрация», «лаборатория», «исследователи».
4. Закреплять умение действовать по словесной инструкции.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательную активность детей.
2. Развивать умение приобретать знания посредством нахождения информации из различных источников, посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
4. Развивать фонематический слух, слуховое внимание.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыты.
2. Воспитывать интерес к окружающему миру.
3. Воспитывать бережное отношение к органам слуха.
Оборудование и материалы: шапочки для работы в лаборатории, емкость с водой, камешки, шашки, пустая банка, ткань, стаканы, резинки, аудиозапись И. Штраус «Венский вальс»
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, я хочу предложить вам послушать стихотворение:
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
Дети, пока же мы внимательно слушали это стихотворение о звуке у меня появились вопросы: «Что такое звук? Откуда берется?» Произнесите, а для вас это интересно?.
До того, чем мы ответим на эти вопросы о звуках, я бы хотела направить ваше внимание на данную коробку, в ней располагается занимательный комплект предметов – камушки, шашки, стакан с невесомым шариком, сахар….вам любопытно кто оставил для нас эти предметы и для чего….
Ну тогда слушайте загадку и вы узнаете кто же оставил для нас сюрприз –
Не любит шум она и гам,
И не видна она глазам,
Руками взять ее нельзя,
Не слышно ходит. (тишина).
А для чего она оставила все эти предметы, мы познаем с вами в нашей лаборатории, но до того чем получить доступ туда, мы обязаны с вами в начале, как истинные научные работники выучить тему, получить свежие познания. Так как не раз ученый ни разу не приступает к опытам, пока же не исследует тему.
Наконец, вы согласны сейчас замерзнуть учеными и отправиться в лабораторию «Звук».
А начнем мы свою работу с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
Приглашается первый ребенок.
В. : Саша, что мы сейчас делали?
«Мы сейчас топали, хлопали, шумели. Такие звуки называются шумы. Шум это совокупность звуков разной громкости. Для человека шум — это любой громкий неприятный звук»
В. : Спасибо. Но помимо шумов существуют и другие звуки.
«Если мы понаблюдаем, послушаем, то поймем, что звуки окружающего мира делятся на три группы : звуки живой природы (чириканье птиц, шелест листвы на ветру, звуки дождя, звуки грома)
Механические звуки (звуки от машины в движении, звуки шагов, звуки чирканья ручки о бумагу)
Музыкальные звуки (свист, песнь, звуки от музыкальных инструментов)»
В. : Спасибо. Итак, мы можем сделать вывод – вокруг нас много вещей, которые издают звуки. Они могут быть приятными и ( дети называют антонимы: неприятные) громкие и (тихие, нежные и (грубые, высокие и (низкие…Они окружают нас повсюду!
О том, что же такое звук, нам сейчас расскажет Катя, я знаю, что ты дома у родителей спросила об этом, поделись с ребятами тем, что ты узнала?
Р. : «звук – это воздушная волна. Мы ее не видим, но наши уши ее слышат. Эта волна образуется когда что-то дрожит или перемещается вперед – назад, то есть вибрирует. Источник звука – вибрирующий предмет. Передатчик звука – воздух. Приемник звука – это ухо.»
В. : Ребята, а как вы думаете, слышно ли что – то под водой?
Предположения детей.
В. : Ребята, мы говорим с вами о звуках, и напомню. Вам, что одна из групп звуков – это звуки музыкальные. Но иногда в музыкальном произведении можно услышать тишину, которая называется пауза. И сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, потанцевать и поиграть в игру «Фигура на месте замри» Играя в эту игру, мы с вами как раз и сможем услышать эти паузы тишины в музыке.
В. : мы с вами немного отдохнули и нам пора возвращаться в нашу лабораторию. Ребята, мы с вами уже очень много узнали сегодня о звуках, понаблюдав, вспомнив, спросив дома взрослых, посмотрев телевизионные передачи, но полезную информацию можно еще узнать из книг. И я знаю, что Ева хочет нам рассказать о том, что же она узнала. Но, прежде чем наш докладчик выйдет к нам, я хочу у вас спросить, а слышать могут только люди? (подвожу к тому, что животные тоже слышат, у них есть уши).
Послушайте внимательно :«не все животные слышат звуки так же, как человек. Кузнечики, например, слышат лапками, они быстро ими двигают и так узнают откуда исходит звук. А у змей вообще нет ушей, поэтому через воздух они звуки не воспринимают. Но они улавливают их, слушая землю. А рыбы слышат всем телом»
В. : мы с вами подходим к очень интересной части нашей сегодняшней работы, к экспериментам. И прежде. Чем мы приступим с вами к опытам, давайте вспомним, что один эксперимент мы с вами уже проводили. Полина, подойди ко мне (приглашается ребенок)
Помнишь, мы проводили эксперимент с линейкой, погремушкой и металлофоном? Расскажи пожалуйста о нем.
Р. : «пока эти предметы лежали, они молчали. Но как только мы взяли их в руки и потрясли линейку и погремушку, по металлофону провели палочкой - они издали звуки. Это произошло, потому что от наших действий предметы стали вибрировать. Эта вибрация передается по воздуху, так рождается звук»
В. : Ну что же, вы готовы стать настоящими исследователями и приступить к опытам? Тогда проходите к столам.
Опыт «Как распространяется звук?»
В. : почему мы слышим друг друга? …. Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку. Бросьте камешки в емкость с водой. Что вы видите? (по воде расходятся круги) Тоже самое происходит и со звуками, только как мы с вами сегодня говорили звуковая волна невидима нашему глазу и передается она по воздуху. У вас есть шашки, расположите пожалуйста их вплотную друг к другу. Резко, но не сильно ударьте по крайнему предмету. Что произошло? (последний предмет отскочил, силу удара ему передали остальные предметы) Так же передается звук по воздуху.
А теперь следующий опыт. Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит через воду звук проходит лучше, чем через воздух.
В. : Наш следующий опыт называется «Где живет эхо?»
А что такое это? (Ответы детей) Да, ребята, эхо это когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их. А где мы можем услышать эхо? В лесу, в арке, дома, в пустой комнате. Каждый ребенок произносит какое-нибудь слово в большую стеклянную банку. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются) Затем заполняют банку тканью, произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае (нет, эхо исчезло).
Ребята, мы с вами узнали много интересной и полезной информации, поэкспериментировали.
Рефлексия:
Ну что ж ребята, вот наша работа в лаборатории подошла к концу. Понравилось вам в лаборатории? Что вам запомнилось больше всего? Какой опыт вам запомнился больше остальных? Какой опыт был самым сложным? Молодцы! Спасибо!