Ирина Мацыгина
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Луговые цветы для здоровья важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии
«Луговые цветы для здоровья важны»
Цель: расширить знания детей о лекарственных свойствах полевых цветов
Задачи:
Образовательные: научить детей узнать лекарственные растения, растущие на лугу; расширить знания детей о лекарственных свойствах растений.
Развивающие: развивать познавательную любознательность, учить различать растения по внешнему виду; знакомить с правилами сбора трав.
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Луговые цветы для здоровья важны“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полевые и луговые цветы
- Цветы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края, учить бережному отношению к природе
Словарь: лекарственные растения, ядовитые растения, подорожник, ромашка, крапива, лютик, чистотел
Материал: картинки лекарственных трав, альбом «Правила сбора лекарственных трав»
Предварительная работа: наблюдения за растениями во время прогулки; сбор растений для гербария; знакомство с Красной книгой; настольно-печатные игры: лото «Растения», «С какой ветки детки», чтение произведений о природе.
Организация среды: организация уголка природы, альбом «Лекарственные растения», экосистема «Луг»
Ход занятия:
Организационный момент «Подари улыбку». (Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки)
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, какое время года вы любите? Почему? (Ответы детей)
- Многим из вас нравится лето. А как мы узнаем его? (становится тепло, можно купаться в реке и загорать, все деревья зеленые, много цветов; поют птицы, летают бабочки, пчелы; и т. д.)
- А хотелось бы вам снова попасть в лето? (Да)
- Я предлагаю вам спеть (послушать? песенку про лето
Выглянуло солнышко,
Блещет на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я на лету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
- Ребята, где растут цветы? (на клумбе, в саду, на поле) Предлагаю вам поиграть в игру «Где растет цветок?» Я буду называть вам растение, а вы должны ответить, где оно растет.
(Роза – в саду, ромашка – на лугу, лилия – в саду, фиалка – комнатное, кувшинка – в реке, колокольчик – на лугу и т. д.)
- Как называют цветы, растущие в саду, на клумбе? – (садовые, а дома? (комнатные, а на лугу – (луговые.)
Лето теплое,
Лето красное!
Солнце доброе,
Солнце ясное!
Соком полнится
Зелена трава,
Собирать, сушить
Уж ее пора!
А вы травушку
Собирайте
Да на зимушку
Припасайте!
От болезни вас
Охранит она,
Вам здоровья даст,
Силушки сполна!
Внимание детей обращается на картину Аркадия Александровича Рылова «Цветистый луг».
- Посмотрите на картину. Что вы видите? (Художник нарисовал луг. Здесь много разных цветов.)
- Да, на лугу много цветов, трав. Многие из них особенные – лекарственные. Вы знаете, почему растения называют лекарственными? (Они помогают в лечении болезней) Сегодня мы поговорим о таких растениях. А вот о каких растениях, мы с вами сейчас и узнаем. (Дети садятся на стулья перед мольбертом) (Загадывая загадки, воспитатель показывает картинку соответствующего растения)
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем -
Мы ее заварим.
(Ромашка)
- Как мы узнаем ромашку? (У ромашки прямые стебельки, листочки похожи на укроп, много маленьких цветов с белыми лепестками и желтой серединкой)
- Ромашкой не только горло полощут, она помогает и при зубной боли. Чай из ромашки с медом дают детям на ночь - сон будет крепким.
- Следующая загадка: Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит.
(Крапива)
- Правильно, а как мы крапиву узнаем? (У крапивы прямой стебель, листья с зубчатыми краями на которых маленькие волоски. Крапива жжется.)
- Несмотря на то, что крапива жжется, она является лекарственным растением. В крапиве очень много полезных веществ. Она останавливает кровь, убивает микробы. Отваром крапивы укрепляют волосы. О ней говорят, что одна крапива от семи недугов излечит.
- А вот и следующая загадка: Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.
(Подорожник)
- Что вы можете рассказать о подорожнике? (Он растет около дороги. У подорожника листья лежат на земле, у него нет стебля. Подорожником лечат ранки.)
-Молодцы. Действительно, в листьях подорожника много противовоспалительных веществ. Перед применением лист подорожника надо тщательно вымыть, немного помять и приложить к ранке. Сок, который находится в листья, поможет быстрому заживлению.
- А вот еще одно растение.
Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
- Чистотел тоже лекарственное растение. В старину люди заметили, что чистотел зацветает во время прилета ласточек и назвали его ласточкина трава. Отвар чистотела делает кожу здоровой. Чистотел легко узнать по маленьким желтым цветам на высоких прямых стеблях с ажурными закругленными листьями.
- Посмотрите-ка, бабочка к нам прилетела и приглашает нас на разминку. (Дети располагаются в произвольном порядке рядом с воспитателем)
Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
- Сегодня мы с вами говорим о лекарственных травах, но есть и ядовитые растения. Они очень опасны для человека. Посмотрите на это растение (Воспитатель показывает картинку) Это лютик. У него резные листья, прямой стебель и маленькие желтые цветы. Сок этого растения очень ядовит, а если он попадет на кожу, то вызовет сильный ожог.
- Ребята, а на какое растение он похож? (на чистотел)
- Давайте посмотрим, чем они отличаются друг от друга. (Дети сравнивают внешний вид растений)
- Молодцы, теперь вы не перепутаете эти растения.
- Ребята, а где собирают лекарственные травы? (В поле, на лугу, на даче)
- Правильно. Существуют правила сбора лекарственных трав. (Показ картинок-схем)
Нельзя собирать лекарственные травы около дорог.
Нельзя собирать все до последнего растения, а то не вырастут на следующий год.
Нельзя собирать растения, занесенные в Красную книгу.
Травы собирают в сухую солнечную погоду, а потом сушат. Хранят в пакетиках или коробочках.
- Лекарственных растений очень много. Как вы думаете, где применяют люди лекарственные травы? (Мыло, крем, чай, шампунь).
- Молодцы. Вы все правильно назвали. Очень важно знать какие болезни лечат травы и без назначения врача их применять нельзя.
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
- Вот и подходит к концу наша встреча с летом, лугом, травами. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили. Для этого возьмите фишки и положите их в нашу Шкатулку Знаний.
Приложение 1
Картина А. А. Рылова «Цветистый луг»
Приложение 2
«Лекарственные растения»
Приложение 3
Схемы «Правила сбора лекарственных трав»