Светлана Сулицкая
Конспект интегрированного занятия «Прощеное воскресенье — светлый праздник на светлой Руси!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель - заложить в душах детей «семена» таких качеств, как умение прощать обиды, постараться научить детей быть не злопамятными, не держать обиды на тех, кто обидел, уметь прощать и жить в согласии с собой и своей совестью, развивать в детях стремление понять другого человека.
Задачи:
1. Познакомить детей с праздником днем «Прощеное воскресенье»
2. Формировать необходимость просить прощения у своих родных, близких и всех тех, кого обидел
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Прощеное воскресенье — светлый праздник на светлой Руси!“» размещена в разделах
3. Углубить представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека, поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
4. Развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня прекрасный солнечный денек за окном. Давайте улыбнемся друг другу, это же так просто. Сегодня я пришла к Вам с видео письмом, это письмо путешествует по свету и дарит людям радость. А какую радость мы с Вами сейчас узнаем.
ВИДЕО О ПРОЩЕНОМ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Воспитатель: О чем этот фильм?
Дети: О прощеном воскресенье, о доброте, о любви….
Воспитатель: Перед просмотром я сказала, что этот фильм дарит радость, как вы думаете какая это радость, радость чего?
Дети: радость общаться с друзьями, радость помогать друг другу, радость просить прощение и радость прощать всех
Воспитатель: Знаете ли Вы, когда мы празднуем Прощеное воскресенье?
Дети: Когда была масленица, последний день масленицы
Воспитатель: Всю неделю мы с вами отмечаем Масленицу, веселимся, едим блины, а в последнее воскресенье Масленицы празднуем Прощеное воскресенье, красивый, русский обычай. А чем Вам запомнилась Масленица?
Дети: Блинами
Воспитатель: Вы помните, как мамы пекли блины? Давайте с Вами сейчас испечем блины.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «БЛИНЫ»
Мы для встречи весны держат правую руку «чашечкой», это сковорода,
Напекли всем блины сверху на правую руку кладут левую, это блин,
Сковорода шипит, несколько раз переворачивают ладонь с одной
От блинов пар валит. стороны на другую.
Раз – раз – раз – раз Пальцы зажимают в кулаки по одному
Вкусный блин готов у нас большой палец поднят вверх
Воспитатель: В этот день, перед строгими днями Великого поста, по установленному в древние времена обычаю, на Руси было принято очищать душу. Поклонившись друг другу из глубины наших сердец, повиниться, попросить прощения за взаимные обиды и согрешения. В этот день провожали Масленицу, в поле разводили костёр и сжигали чучело Масленицы. Золу от костра разбрасывали в поле, чтобы собрать богатый урожай. В этот день было принято мириться, просить друг у друга прощенье за все обиды. Люди обращались друг другу с такими словами: «Ты прости меня, прости, все обиды отпусти!» и отвечали: «Бог простит, и я прощу, все обиды отпущу!»
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА ЧЕТКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ ЗВУКОВ.
Дети несколько раз проговаривают хором, вместе с воспитателем слова и кланяются друг другу.
«Ты прости меня, прости, все обиды отпусти!»
«Бог простит, и я прощу, все обиды отпущу!»
Воспитатель: Послушайте такую притчу. «Однажды к одному человеку пришел его друг и стал обзывать его плохими словами. Кричать на него, браниться. Друг же все молча слушал, обидчик, не услышав ни одного слова в ответ ушел. Сын того мужчины, которого обидели спросил у отца: «А почему ты ничего не ответил на оскорбления?» На что отец ему сказал: «А зачем?»
-Ну как же? Он тебя оскорблял!
Тогда отец сказал: «Представь себе, что ты пришел ко мне в гости и принес в подарок яблоко, а я его не взял. У кого оно осталось?»
-У меня- сказал сын.
«Так вот и я не взял у этого человека то, с чем он пришел. Свое зло он унес с собой».
Воспитатель: Ребята, а почему злой человек, обидчик, ушел ни с чем?
Дети: Потому, что в ответ он не услышал ни одного злого и обидного слова.
Воспитатель: Масленица завершается Прощеным воскресеньем не случайно. Глубокий смысл заключен в каждом этапе этих событий. В последний день перед Великим постом еще можно показать всю ширь и глубину гуляний, размах щедрости русской души, но, в то же время, важно задуматься над тем, как подготовиться и войти в Пост с чистой и прощенной всеми душой, не нанеся горькие обиды, которые разъедают сердце. С чем созвучно слово «ПОСТ»?
Дети: Стоит пограничник на посту, постовой, милиционер на посту, что-то охраняет
Воспитатель: Само слово «пост» похоже на образ часового, который встает на пост. Часовой встает на пост, чтобы не пропустить непрошеных гостей к тому, что он призван охранять. И мы как воины Христовы призваны быть начеку. Стоять на посту. Что у нас за спиной? За спиной у нас все, что нам дорого, все, что мы готовы охранять. Что самое дорогое для нас?
Дети: Мама, папа, доброта, любовь, радость игр и общения. Здоровье. Хорошее настроение.
Воспитатель: От чего нам надо это охранять?
Дети: от раздора, от ссоры, от хитрости, от вранья, вредности, от потакания слабостям, от злости
Воспитатель: Вот это и есть наши враги. Нам с ними надо бороться, быть внимательными, наблюдать себя, и как часовой на посту давать им отпор. Ребята, как Вы думаете, легко ли просить прощение?
Дети: иногда легко, а иногда нет
Воспитатель: Почему так?
Дети: Иногда нам кажется, что мы были правы и просить прощения нам не хочется
Воспитатель: Да, не всегда, получается, сказать такое простое слово «ПРОСТИ». И тогда на помощь приходят стихи.
Ребенок Прости - коротенькое слово,
Но как бывает трудно нам
Сказать его, как будто болью
Оно ударит по устам;
В порыве шалости веселья,
Обидим, даже без вины,
Но попросить потом прощенья
Не можем почему-то мы;
И тут же, ищем оправдания,
Не зная, как себя вести,
А люди ждут от нас признания,
- Одно лишь краткое: прости!
Господь Христос, вися на древе,
И силясь, боль перенести,
Пред смертью произнес смиренно:
"Прости им, о, Отец, прости!"
"Прости" - коротенькое слово,
Но нам нельзя его забыть,
Иначе - не достигнем Бога,
Который сможет нас простить!
Ребё нок: Прости меня за всё на свете
И я прощу, и Бог простит.
Приходит праздник на планету –
День избавленья от обид.
Ребё нок: В Прощёное ты воскресенье
Прости обидчиков своих.
И попроси у них прощенья
И пожелай всем, всем любви.
Ребё нок: Великий праздник наступает
И очищает всех людей
От всех обид, переживаний,
От зла и зависти своей.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
Воспитатель: Как Вы думаете, можно ли прожить без обид?
Дети: кто-то говорит можно, кто-то нет.
Воспитатель: Что нужно делать чтобы ссор и обид было меньше?
Дети: Нужно дружить, не обижать никого, не обижаться, не ругаться
Воспитатель: Ну, а как сделать так, чтобы это случалось как можно реже?
Дети: ?
Воспитатель: У меня есть солнышко, а у Вас есть лучики, давайте подумаем и вспомним, кого мы сегодня обидели или хотели обидеть. Попросим прощения у этого человека и подарим ему солнечный лучик.
Дети: Говорят слова прощения за то, что совершили обидного или хотели совершить по отношению к своим друзьям, и прикрепляют лучики к солнышку.
Воспитатель: Что Вы чувствовали, произнося слова прощения?
Дети: Мне было не приятно сознавать, что это я такое сделал, я помирился со своим другом, потому что он обиделся на меня
Воспитатель: Вот видите, одно доброе слово дарит радость сразу двоим, тому кого обидели и тому, кто обижал. Сейчас я Вам покажу волшебную силу ПРОЩЕНИЯ.
Посмотрите я приготовила для Вас стаканчики с водой и краску. Возьмите кисточки, вспомните свои обиды, и поступки, которыми Вы обидели кого-то. Смочите кисти в краску и опустите их в воду. Как краска окрашивает воду в эти цвета, так и ваша душа «темнеет» от обид, причиненных Вами и Вам. А сейчас я капну в воду отбеливатель. Смотрите, отбеливатель, очищает воду от темной краски. Так и доброе слово, доброе дело, добрый взгляд очищают нашу душу от зла и обид. Дарите друг другу улыбки, говорите добрые слова и комплименты. Любите своих близких и друзей. Прощайте их и просите прощения. И помните главное на земле Любовь
Вторая заповедь Господа говорит о том, как нам относиться друг к другу: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Стоит задуматься «Как я себя люблю?»
Ответьте себе мысленно на вопросы:
Я обманываю? ДА
Я кричу на других? Да
Я беру чужие вещи без разрешения? Да
Я не выполняю обещания? Да
Я обижаю других словом, делом? Да
Я в мыслях осуждаю других? Да
Но я себе все это прощаю? Да
Значит, и других я должен прощать? Да
(Ев. От Матфея, гл. 22, ст. 37-39)
Воспитатель: Мы с Вами сегодня говорили о чудесном дне, вспомните о каком?
Что больше всего Вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
Как можно изменить свою жизнь, сделать ее добрее и красочнее?
Закончить наше занятие я хочу такими словами:
Воспитатель:
Прощу, прощаю. Слово сказано-
И к миру тоненькая нить…
Но как простить не столько разумом-
От сердца, искренно простить.
Отбросить все обиды в прошлое,
Зачем нести тяжелый груз?
Как помнить сердцем лишь хорошее?
Ты научи меня, Иисус.
Хочу простить - но не прощается;
Я вновь обиды достаю.
Хочу забыть - не забывается;
А, не прощая, не люблю.
Простить – нельзя. Какая строгая!
Нельзя простить и в сердце яд…
Господь, а Ты простил мне многое.
Но как же я! Но как же я?
Спешу из сердца горечь выплеснуть -
И задыхаюсь от обид.
Любовь не так! Любовь - все вытерпит!
Любовь поймет, любовь простит.
Любовь не скажет слова лишнего,
Прощением не упрекнет
И перебросив мостик к ближнему
Глубокий ров перешагнёт.
Любовь прощает – вот решенье,
Ладонью приглушает боль.
Так далеко пойдёт прощение,
Как далеко пойдёт любовь.
Воспитатель: Как солнечные лучи разжигают тепло в наших сердцах, так пусть вместе с этой свечой разгорается огонь доброты в сердце каждого из Вас. Пока горит «Свеча Добра» давайте говорить друг другу добрые слова.
Дети держат свечи и говорят добрые слова и пожелания.