Мария Магурина
Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с народными традициями встречи весны на Руси.
Задачи:
• Закрепить знание детей названий времен года (зима, весна, лето, осень, признаки и приметы определенного времени года.
• Познакомить детей с народными традициями встречи весны русским народом.
• Пробудить интерес к истории русского народа, к богатому миру традиций.
• Закрепить знание детей названий птиц.
• Познакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок.
Публикация «Конспект занятия „Как на Руси весну встречали“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
• Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (загадки, песенки, потешки, заклички, подвижные игры).
• Создать хорошее, радостное настроение.
Материалы и оборудование: иллюстрации с приметами весны, заплетенные из веревки косы разной толщины, тесто, доски для лепки, поднос, стеки, материал для украшения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций времена года, птицы, проговаривание примет весны, скороговорок, чтение художественной литературы, разучивание новых подвижных игр: «Жаворонки», «Ручеек», работа с тестом, заучивание стихотворений.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Воспитатель.
- Ребята, знаете ли вы, какие времена года у нас бывают?
Ответы детей.
Воспитатель.
- А какое время года у нас сейчас?
Ответы детей.
Воспитатель.
- Весна. Все ждут весну : люди, природа, животные, птицы. Природа одевает свой новый зеленый наряд, многие животные просыпаются после зимней спячки и у них рождаются детеныши. Птицы возвращаются из далеких краев, чтобы свить гнездо и вывести птенчиков. Люди в деревне пашут землю, сеют зерно, сажают овощи. Приход весны люди научились определять по приметам:
Купаются воробьи ранней весной – к скорому теплу.
Журавль прилетел – скоро лед сойдет.
Коли прилетели дрозды, значит, морозов больше не будет.
Когда перелетные птицы летят большими стаями – это к дружной весне.
Во время проговаривания примет на экране появляются иллюстрации, содержание которых подходит по смыслу к приметам.
Воспитатель.
- Еще люди зазывали к себе весну разными закличками, песнями, играми.
Люди брали в руки блестящие предметы (сокровища, выходили в поле подбрасывали «сокровища» вверх и кричали:
«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»
А еще играли в игры. Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте с вами поиграем в эту игру.
Дети вместе с взрослыми играют в игру «Ручеек».
Воспитатель.
- Но все же самыми важными вестниками весны всегда принято считать птиц. Ведь не зря существуют приметы, если птицы вернулись из далеких краев – значит зиме конец, а весне начало. Какие птицы прилетают к нам весной?
Ответы детей.
Воспитатель.
- Главным вестником весны всегда на Руси считали жаворонка. Если прилетели эти птицы – скоро быть теплу. Люди даже стали зазывать жаворонков, что бы быстрей наступила весна. Они выпекали маленьких птах и раздавали своим родственникам и детям. Давайте и мы сегодня слепим из теста таких птах.
Дети садятся за столы и из теста с помощью воспитателей лепят птах из двух колбасок, делают из темного изюма глазки и выкладывают на противень.
Воспитатель.
- Посмотрите, какие замечательные и забавные жаворонки у нас получились, а теперь мы отнесем их нашим поварам и попросим их испечь.
Противень с жаворонками уносят.
Воспитатель.
- Пока наши жаворонки пекутся, мы хотим вам еще рассказать, как ждали весну люди, жившие в деревне. В деревне с приходом весны, люди задумывались уже о будущем урожае. Чтобы узнать какой будет урожай – богатый или бедный, также проводили разные обряды. Один из таких обрядов мы с вами проведем сейчас и узнаем, какой урожай пшеницы будет в этом году. Нам нужно выбрать девочку – воспитанную, послушную, трудолюбивую.
Проводится игра-обряд «Косы». На веревку привязывают две косы, сплетенные из веревки, девочке завязывают глаза, медленно водят по кругу и говорят слова:
Дождик, дождик поливай,
Будет славный урожай.
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица!
Подводят девочку к веревке, и она должна дотронуться до косы, если она коснется тонкой – будет бедный урожай, а если толстой – будет богатый.
Проводится игра.
Приносят жаворонков, которые были приготовлены заранее.
Воспитатель.
- А вот и наши жаворонки, какие толстенькие смешные и забавные и румяные получились. Они уже простыли, и мы можем взять их в руки.
Детям раздают жаворонков.
Ребенок.
Жив жаворонок
По полю летает
Зернышки собирает,
Весну закликает!
Ребенок.
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корма нету!
Ребенок.
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Воспитатель.
- Вот и мы с вами позвали к нам весну, теперь точно морозы уйдут навсегда и будет тепло, солнечно, вырастет зеленая травка и будет в этом году богатый урожай!.