Евгения Григорьева
Конспект занятия в подготовительной группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Тема: «Насекомые»
Цель: учить употреблять различные грамматические категории на основе лексической темы «Насекомые».
Задачи:
- уточнить и обобщить представления детей о насекомых;
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;
- упражнять детей в выделении первого звука в словах, составление из них нового слова;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- упражнять в дифференциации звуков [З]-[Ж]
- упражнять детей в образовании и употреблении родительного падежа множественного числа; согласовании числительных с существительными;
- развитие координации движений и мелкой моторики мышц кистей рук, ловкость движений тела, руки и пальцев;
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;
- формировать дружеские взаимоотношения.
Предполагаемый результат: дети научатся употреблять различные грамматические категории на основе лексической темы «Насекомые», пополнят словарный запас по теме, учатся сравнивать звуки по акустическим признакам.
Материалы и оборудование: макет полянки, фигурки насекомых, картинки насекомые (паук; овод; листок; яйца, жук-носорог, комар, цветок, карточки со звуками Ж и З, карточки с буквами, мультимедийное оборудование, презентации «Весна», «Насекомые», музыка для физкультминутки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое! (Руки поднять вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Руками над головой описать большой круг).
Здравствуй, вольный ветерок! (Взмахи руками над головой).
Здравствуй, маленький дубок! (Присели).
Мы живём в одном краю (Дети берутся за руки).
Всех я вас приветствую (Поднимают руки вверх).
Логопед: Ребята, послушайте внимательно стихотворение. (просмотр презентации по тексту стихотворения)
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
-О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Отвечаем полным предложением)
-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
-Назовите весенние приметы? (Ответы детей)
II. Основная часть.
1. Введение в тему:
Д/И: «Назови слово» Логопед: - ребята, сегодня такой замечательный, солнечный, весенний день и я вам предлагаю совершить прогулку. А куда, вы узнаете, составив слово по первым звукам названия предметов на картинке. (Логопед раскладывает буквы на ковре, дети составляют слово). (Картинки: паук; овод; листок; яйца, жук-носорог, комар).
-Ребята, куда мы с вами отправимся? (на полянку). Правильно сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир насекомых.
Логопед: Готовы? Тогда, в путь! (Дети выполняют движения в соответствии со словами).
Солнечным погожим днём. (Ходьба на носочках, руки за спину)
Мы на полянку все идём.
Через кустики и кочки, (Ходьба с высоким подниманием коленей)
Через ветки и пенёчки.
По тропинке побежим, (Лёгкий бег)
До полянки добежим.
Отдохнуть пора, друзья
Мы присядем у лужка. (Садятся на ковёр)
Логопед: Вот мы и пришли на полянку. Но все цветы ещё спят. Давайте поможем им раскрыться.
2. Пальчиковая гимнастика "Цветок".
Спал цветок волшебным сном. (Кулачок крепко сжат)
Был закрытым. Но потом
Показался лепесток, (Распрямить большой палец)
А за ним его дружок, (Указательный палец)
Вот и третий не проспал, (Средний палец)
И четвёртый не отстал. (Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (Мизинец)
И раскрылся весь цветок! (Кисти рук виде чашечки, тюльпан)
3. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Какие ароматные цветы у нас раскрылись. Давайте их понюхаем
(сделайте вдох носом, затем произнесите на одном выдохе).
-Ах! -Ах, как пахнет! -Ах, как приятно пахнет! (Дети садятся)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто спрятался в моём цветке. (показ бабочки - игрушки).
-Вы, узнали, кто это? (бабочка). Правильно!
-Ребята, бабочка очень рада, что вы пришли к насекомым в гости. Бабочка приглашает вас подойти к полянке, чтобы познакомить вас со своими друзьями. (Дети подходят к полянке).
Логопед: - Ребята, вы знаете что на полянке нельзя громко разговаривать и трогать насекомых руками, чтобы им не навредить. Давайте сделаем один шаг назад. (Логопед открывает насекомых). -Ребята, полюбуйтесь полянкой? -Кого вы видите на полянке? (отвечаем полным предложением). (Я вижу бабочку. Я вижу муравья и т. д.).
Логопед: - Как можно их назвать одним словом? (насекомые). (просмотр презентации о насекомых)
-Чем полезны насекомые? (Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных).
-Чем насекомые вредны? (Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций).
Логопед: Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!
4. Упражнение: «Много кого» (Образование и употребление родительного падежа множественного числа). Давайте возьмем по одному насекомому и назовем их во множественном числе.
-У меня будет много бабочек;
-Марина, какое насекомое у тебя? (Дети отвечают полным предложением).
5. Упражнение: «Сосчитай, что увидел» (согласование числительных с существительными). Ребята, посмотрите, как много насекомых на полянке. Будем их считать, пальчики загибать.
-Один маленький комарик, 2…., 3, 4, 5… .
(Полосатая пчела, красный жук, большая оса).
6. Д/упражнение: «Бабочка и цветок». (Употребление предлогов).
Логопед обращает внимание детей на самый большой цветок. Бабочка рассказала мне, что это самый любимый её цветок и она часто к нему прилетает. Она хочет с вами поиграть. Вы должны вставить в предложение недостающий предлог.
Бабочка подлетела (к чему) …к цветку.
Бабочка села (куда…на цветок.
Бабочка летает (над чем… над цветком.
Бабочка спряталась (куда) …в цветок.
-Посмотрите, теперь где летает бабочка? …вокруг цветка.
Бабочка выглядывает (откуда…из цветка.
Бабочка спряталась (где) …в цветке.
Бабочка сидит (где… под цветком.
-Что сейчас сделала бабочка? …слетела с цветка.
-Молодцы!
Бабочка устала и полетела на полянку играть и вас позвала. Давайте покажем бабочке, как мы умеем весело играть.
8. Физкультминутка: «Маленький кузнечик» (выполнение движений под музыку)
Маленький кузнечик до полудня спал,
А потом на скрипке целый день играл.
Прилетела, села важная пчела
Музыканта маленького слушать начала.
Он отставил ножку и отдал поклон,
Заиграл на скрипке «летний сон»
Золотистым кругом света и тепла
Над зелёным лугом музыка плыла.
Музыка звучала и забыв дела
Головой качала важная пчела
Музыкант на скрипке весело играл,
Будто всем по горстке счастья раздавал.
(дети садятся на места).
9. Упражнение на дифференциацию [З]-[Ж].
-Послушайте, какие звуки слышаться на полянке. (запись звуков насекомых). (Показ картинок пчелы и комара).
С утра жужжу, цветы бужу.
Кружу, гужу и мёд вожу ж-ж-ж-ж.
Комары летят, летят и пищат:
«З-з-зу, З-з-зу-укушу! З-з-з…»
«Ж-ж-ж… «З-з-з…»
Логопед. Сегодня на занятии мы будем говорить именно о них.
10. Упражнение на дифференциацию звуков [З], [Ж] в словах.
Логопед: - Пчёлка и комарик хотят проверить, какие вы внимательные. (Логопед раздаёт каждому ребёнку пчелу и комара).
- Поднимите левую руку. Посадите на левую ладонь жука, а на правую комара. Если в слове услышите звук [ З]- поднимите комара, если [Ж]- жука.
(Журавль, зуб, жёлудь, флажок, зал, крыжовник, вокзал, лужайка и т. д.).
III. Итог.
Логопед: Наша прогулка подходит к концу. Пришла пора прощаться с насекомыми и возвращаться в детский сад.
Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
Раз, два, три в детский сад попади!
Вот мы и в детском саду. - Ребята, где мы сегодня были? - Кого встретили?