Молчанова Елизавета
Конспект занятия в подготовительной группе «История елочной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Узнать историю возникновения праздника и видоизменения новогодних игрушек.
Задачи:
- дать знания детям о том, чем украшали елку до появления игрушек, кто изготавливает стеклянные игрушки.
- развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы разносторонними предложениями. Активизировать словарь (стеклодув, стеклянные, хрупкие, гирлянда, мишура, бусы).
- воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных времен.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „История елочной игрушки“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус, творческие способности, чувство цвета, композиционные умения, воображение;
- доставить эмоциональную радость детям;
Материалы: елка искусственная, трубочки, мыльный раствор, пластиковые заготовки елочных шаров, акриловая краска 12 цветов, кисти синтетика № 8,№ 2, баночки с водой, стразы на клеевой основе, блестки, влажные салфетки. Мультимедийный экран, слайды с иллюстрациями темы. .Портативная аудиосистема. Записи П. И. Чайковский Симфония № 1 «Зимние грёзы», П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагмент)
Ход занятия:
(Дети сидят на стульчиках, рядом ненапряженная елка).
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку:
Он приходит в декабре,
Когда снежно во дворе.
Всех зовет в свой хоровод
Классный праздник.
(Новый год)
Ребята, а вы ждете Новый год?
А вы знаете когда отмечают этот праздник?
В глубокой древности Новый год чаще всего связывали с весной. Поэтому на Руси Новый год отмечали в марте в день солнцестояния, когда оживает природа, просыпаются растения, животные и насекомые.. До нас этот праздник, через века, дошел как всем известная Масленица.
Позже Новый год стали праздновать осенью 1 сентября. Урожай собран, все работы завершены, вот и начинается Новый год.
А сейчас 1 сентября, что это за день?
Это- День знаний, первый день школьных занятий и начало осени. А наши предки праздновали в этот день Новый год, но никаких ёлок, подарков и Деда Мороза и в помине не было.
А 324 года тому назад, произошло важное событие, которое повлияло на дальнейшую историю празднования Нового года в России. Великий царь Петр I запретил праздновать Новый год в сентябре, им был издан указ о новом летоисчислении — Новый год стали отмечать 1 января. В этом же указе повелевалось у домов богатых горожан, перед воротами, делать украшения из хвойных деревьев, запускать фейерверки, зажигать костры, палить из пушек, ружей и поздравлять друг друга с наступившим новым годом. Длиться празднования должны были 7 дней, до Рождества. Эту традицию, царь перенял у своих европейских друзей. Вскоре елками и хвойными ветками стали украшать и дома.
Как вы думаете, чем украшали елки?
Сначала была традиция украшать елочку в новогодние праздники яблоками, развешивали всевозможные фигурные пряники, печенье, вафли, конфеты, макушку ели украшали звездой. Еще украшали настоящими горящими свечами, что было крайне опасно и не редко приводило к пожарам.
А сейчас вместо свечей, чем мы украшаем елку?
Правильно, гирляндами. Но и они при неправильном обращении тоже могут привести к беде. Так вот. Первые елочные украшения были съедобными, получалось так, что все украшения съедались в первый же день празднования. Позднее в дополнение к съедобным стали изготавливать украшения более долговечные. Простые люди украшали елку позолоченными еловыми шишками, орехами, поделками из дерева, делали бумажные цветы, гирлянды. популярны были и новогодние игрушки из плотной бумаги – так называемый дрезденский картонаж. Они представляли собой объемные изделия, склеенные из двух половинок окрашенного картона. Для украшения использовались также игрушки из ваты : фигурки ангелов, детей, моряков - с металлическим каркасом внутри. Стеклянные и фарфоровые игрушки были доступны в то время только очень состоятельным гражданам. Купить игрушку из стекла для жителей России конца XIX века – было то же само, что современному россиянину купить автомобиль. Украшения завозились в то время в Россию в основном из Германии. Шары были непохожими на современные – изготавливались из толстого стекла и весили гораздо больше привычных для нас украшений. А тонкое стекло научились делать позже, к началу XX века.
На территории нашей страны праздничные украшения начали изготавливать в промышленном масштабе только во время Первой мировой войны. В подмосковном городе Клин мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы Первой мировой войны, пленные немцы научили русских мастеров создавать не просто шары, но и бусы, и другие украшения. После открытия Клинского завода «Елочка», игрушки стали более доступными.
Ребята, вам интересно узнать, как создавались такие игрушки? Как вы думаете, кто их делал?
Стеклодув
Почему его так называют?
-Произнесите медленно: стеклодув. Из каких частей состоит это слово?
-Из двух слов – стекло и дуть.
Стеклодув – мастер, создающий предметы из разогретой, до красна стеклянной массы путем выдувания. Он выдувает стекло через стеклянную трубочку, создавая разные предметы: посуду, шары и др. В своей работе мастер пользуется и другими инструментами: ножницами, щипцами. Человек этой профессии должен быть терпеливым, выдержанным, здоровым. Стеклодув за один день выдувает 250 шаров, а это требует большого напряжения легких. Так изготавливали игрушки в старину, так их изготавливают и в наше время.
– Ребята, а вы хотели бы попробовать стать мастерами-стеклодувами?
(Воспитатель раздает трубочки и мыльную воду, дети пускают пузыри)
-Вот и мы побывали стеклодувами.
-Ребята, а кто заканчивает работу стеклодува? Украшает стеклянные игрушки?
-Это художники. А вы хотите побывать художниками?
-Я приглашаю вас в мастерскую художников.
-Но сначала нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая игра
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились (Ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес. («Шагать» средним и указательным пальцем по столу).
Дал большущие пакеты,
В них же - вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши).
Конфеты в бумажках синих, (Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная с большого).
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
-Теперь вы готовы к созданию волшебных, красивых новогодних игрушек.
-Ребята, а как вы думаете, мы с вами можем работать со стеклянными шарами?
-Почему?
-Правильно стекло очень хрупкий предмет и может разбиться, а мы – пораниться.
-Поэтому мы будем украшать шары, сделанные из пластика.
-Садитесь за свои рабочие места и превращайтесь в художников. Думаю, вы справитесь с этой задачей и у каждого из вас получиться своя неповторимая игрушка.
Дети раскрашивают и украшают ёлочные шары.
-Какие красивые игрушки у вас получились! Давайте украсим нашу ёлочку.
-Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось? А какие новые слова вы сегодня узнали?