Данила Лебедев
Конспект занятия в подготовительной группе ’’Чудо-соль’’
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
Развивающие: Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе ’’Чудо-соль’’» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода. Две баночки с водой, одна баночка с холодной и другая с тёплой водой. Ложка для соли и поднос (клеёнка, шерстяная ниточка, соль цветная, растительное масло, фонарь., разноцветные мелки для рисования на асфальте.
Формы познавательно-исследовательской деятельности:
- Поиски решения проблемных ситуаций и вопросов
- Опыты, эксперименты, в уголке «мини-лаборатория»
-Игры - эксперименты и дидактические игры
Ключевые вопросы, которые определили рамки планируемого исследования:
Что мы знаем о соли и ее свойствах?
Из чего состоит соль?
Полезна ли соль?
Виды деятельности: познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»
Просмотр слайдов на тему: «Где и как добывают соль»
Проведение опыта «Выращенные кристаллы соли»
Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус»
Рассматривание познавательных книг.
Ход занятия:
В: Загадка про соль:
На столе стоит всегда, Внешне, белая она. И на вкус, не вкусна: но в пищу – каждому нужна.
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в розеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
Проводим следующие опыты:
Опыт № 1 «Из чего состоит соль»
Воспитатель: И так, начнем! Первый опыт называется «Из чего состоит соль». Ребята, у вас на столах лежат коробочки, высыпите туда аккуратно содержимое мешочков. Мы угадали, это точно соль? (да) Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег) Потрогайте соль, какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая) А какого цвета соль? (белого) Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)
Возьмите лупы и рассмотрите, соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов) А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)
Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Соль белого цвета, соль состоит из кристаллов разной формы.
Опыт № 2. «Волшебный снежок».
В воду добавить соли и оставить на несколько дней, вода испарится, останутся кристаллики соли как снежок.
Опыт № 3. «Тонет – не тонет?».
Цель: Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.
Материал: Соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.
Действия:
-налить воду в стакан и опустить в него яйцо с помощью ложки;
Вывод: Яйцо тонет.
-налить воду в другой стакан и добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;
-опустить яйцо в этот стакан.
Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему?
В пресной воде яйцо тонет, т. к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т. к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.
Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.
Опыт №4. «На растворимость».
Для эксперимента вам понадобится две баночки с водой. Одна баночка с холодной и другая баночка с тёплой водой. Соль можно взять крупную, можно взять мелкую. Ложка для соли и поднос (клеёнка).
Сначала добавить соль в холодную воду и посмотреть, как быстро или не очень, она растворится или не растворится в воде. Затем, то же самое нужно проделать со стаканом тёплой воды.
Вывод: Соль очень хорошо растворяется в воде и не изменяет прозрачность воды. В тёплой воде соль растворяется гораздо быстрее, чем в холодной.
Опыт № 5. «Получение кристаллов соли путём выпаривания воды».
Для эксперимента вам понадобится стакан с небольшим количеством воды, шерстяная ниточка, соль.
Эксперимент ведётся несколько дней в группе. Добавить в воду большое количество соли, положить в стакан с водой и солью шерстяную ниточку, поставить готовый продукт на тёплую (горячую) батарею. В течение каждого дня (5 дней) наблюдать и следить за изменениями в стакане с водой. Вода в ёмкости на батарее испарится, на дне останутся крупные кристаллы соли; вода на окне испарится не вся, а на стенках появится белая полоска – соляной налёт. На 5 день появятся первые кристаллы на нитке.
Вывод: Солёная вода испаряется под воздействием тепла и на поверхности остаётся только соль. Это один из методов добывания морской соли.
Опыт №6. «На плотность воды».
Для данного эксперимента вам понадобится одно сырое яйцо, два стакана с пресной холодной водой, поднос для проведения эксперимента, соль можно крупную и мелкую, ложка для соли.
Положить сырое яйцо в пресную воду. Яйцо утонет, упадёт на дно стакана. Добавить в другой стакан соль и поместить в него яйцо, наше яйцо всплыло на поверхность воды. Затем добавить в стакан с солёной водой пресную воду и яйцо станет понемногу опускаться на дно. Чем больше разбавлять солёную воду пресной, меняя концентрацию солёной воды, тем ниже опустится яйцо.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Опыт № 7. «Растворимость жиров с помощью соли».
Взять стакан с водой, соль цветную, растительное масло, фонарь.
В стакан с пресной водой добавить растительное масло, масло не утонет, а останется на поверхности воды. Стакан с приготовленной смесью поставить на фонарь и включить свет для эффекта, постепенно в него стали добавлять цветную соль. Видно, как соль обволакивают шарики растительного масла и они падают вниз на дно стакана, образуя форму капли или шарика.
Вывод: Соль впитывает в себя жиры, расщепляя их. Таким образом, можно избавиться от жирных пятен на одежде.
Опыт № 8. «Покраска соли с помощью восковых мелков».
Понадобится поднос для работы с солью, картон, соль, разноцветные мелки для рисования на асфальте.
Надо просто водить мелками по соли в разных направлениях, пока соль не станет одного цвета с мелком.
Вывод: Любую соль, как крупную, так и мелкую можно покрасить в любой цвет без вредных красителей и без вреда для здоровья. Соль окрашивается в нежные цвета.
Опыт № 9. «Вкусовые рецепторы».
Этот опыт можно проводить каждый день в процессе приёма пищи в детском саду. Если съесть кусок солёной рыбы, через какое-то время сильно захочется пить. Это говорит о том, что соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма.
Врачи советуют: нельзя много есть солёного!
Вывод: Соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма, поэтому употреблять её нужно в умеренных порциях.
Подведение итогов:
Выводы детей на основании проделанных опытов.