Косова Любовь
Конспект занятия в младшей группе «В гости к печке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей первичных представлений об истоках народной культуры, приобщение к русскому фольклору.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с русской печкой, с предметами старинного русского быта:
Публикация «Конспект занятия в младшей группе „В гости к печке“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- дать представление о том, что печка всем в доме правит : и накормит, и обогреет;
- активизировать речь детей, изображая звуки животных;
- познакомить с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват.
Развивающие:
Закреплять ранее выученные слова хороводной игры и потешки, с помощью загадок развивать мышление и память, развивать умение выполнять различные игровые задания.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине, продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта.
Воспитывать интерес к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам,
народным играм.
Словарная работа: печка-матушка, чугунок, ухват.
Материалы и оборудование: макет печки, ухват, чугунок, дрова, мягкие игрушки для показа, иллюстрации с загадками и отгадками, оформление группы в народном стиле.
Предварительная работа: игры с макетом «Русская изба», просматривание лэпбука «Народный быт», чтение и заучивание потешек, прибауток, сказок.
Ход деятельности:
Вводная часть
Дети, сейчас мы с вами отправимся в путешествие.
Воспитатель приглашает детей в избу со словами:
В дом заходите, всех приглашаем
Вот уж стоит на столе самовар,
Ярко на солнце боками сверкая,
Пыхтит и пускает колечками пар.
Дети проходят и садятся на лавочку.
Основная часть
Воспитатель: Ребятки, посмотрите какая красивая изба. Здесь много интересных вещей, которых вы не увидите у себя дома. А теперь, ребята, посмотрите-ка на самую главную помощницу в избе – вот она – печь. Какая она большая, красивая да нарядная. Строили её из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Печь - это сердце дома. Она и накормит, и обогреет. В печке грели воду, пекли хлеб да пироги с блинами, варили щи и кашу да спали на ней. Печь держали в чистоте и ласково называли её «печка-матушка». Послушайте, какие слова ей говорили:
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? (печка)
- Чем топили печь? (дровами)
- Что можно было сделать в печи? (приготовить еду)
- Дети, а ваши мамы в чем варят кашу? (в кастрюле).
- Давным-давно, в старину, кастрюль не было. Еду варили вот в таких чугунках. Их ставили в печь и готовили всякие вкусности.
- В чём раньше варили еду? (в чугунке)
- Ой, а как же поставить чугунок в печь? В печи сильный жар, ведь можно обжечься?
- У меня есть вот такой предмет (показ детям ухвата). Он называется ухват. Правда, он похож на рога?. А сделали его так специально, чтобы было удобно брать чугунок и отправлять его в печь, чтобы не обжечься, ведь ухват длинный и защищает руки от открытого огня и помогает поставить чугунок вглубь, чтобы еда хорошо и вкусно приготовилась. Не зря говорят: «с пылу, с жару!».
- Чем я поставила чугунок в печь? (ухватом).
- Что я поставила в печь с помощью ухвата? (чугунок).
На печке, да под печкой, да около печки любили погреться многие животные. А вот какие?., вы мне сейчас назовете!
Игра-имитация «Кто как говорит».
Показ игрушек-животных и ответы детей: кошка – мяу, коза – ме-е, овечка – бе-е, мышка – пи-пи-пи.
Молодцы, всех животных назвали и показали, как они разговаривают.
- А куда это мой кот Васька делся? (Он на печке).
- Ай да Васька. Печка тёплая, он пригрелся, да уснул. Давайте позовём его!
- Вот он, какой у меня пушистый! Погладьте котика, потрогайте, какая у него шубка мягкая!
Дети вместе с воспитателем говорят потешку.
Как у нашего кота шубка очень хороша!
Как у котика усы удивительной красы!
Глазки смелые, зубки белые!
Мягонькие лапки, а в лапках цап – царапки!
Котик, давай поиграем с детками.
Проводится хороводная игра «Васька-кот»
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснётся Васька – кот,
Разобьёт весь хоровод!
Воспитатель: Молодцы, весело поиграли. Котик наш утомился, пошёл на печку спать. Ну и мы посидим, отдохнём, да загадки поотгадываем, а отгадки – вот они, все здесь, в избе.
«Может избу согревать,
И на ней удобно спать.
Пирожки умеет печь.
Все узнали? Это …» (печь)
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
«Хоть рогатый, но не бык,
И к огню совсем привык.
Подносить горшки он рад,
У печи стоит… (ухват)
Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь? (Клубок)
Правильно, это клубок. Клубок катится, нитка тянется.
Заключительная часть
Воспитатель: Вот мы и познакомились с вами, как жили люди раньше. Окунулись немного в историю и народную культуру.
Какие вы все молодцы.
- Где мы сегодня побывали?
- С чем познакомились?
- Как называют русскую печку?
- Что вам больше всего понравилось сегодня делать?
По русскому обычаю попрощаемся с избой низким поклоном и пообещаем, что придём ещё в гости!