Ольга Теплякова
Конспект занятия по развитию речи «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В мире звуков».
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: формировать представление о гласных звуках русского языка.
Задачи.
1. Продолжать учить детей выделять голосом первый гласный звук в словах, соотносить звуки и буквы «А», «У».
2. Формировать умение выделять основные характеристики гласных звуков, соотносить звук и звуковой символ.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В мире звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
3. Создать условия для развития фонематического восприятия и слуха, используя ИКТ: диктофон, интерактивная доска.
4. Стимулировать мыслительную, речевую, игровую активность детей.
5. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, упражнять в умении работать в команде.
Материал:
карточки со звуковыми символами,
предметные картинки,
звуковой экран,
интерактивная доска,
указка,
диск МЕРСИБО «Звуковой калейдоскоп»,
диктофон,
цветные листы бумаги.
Ход занятия. I часть.
1. Организационный момент. Приветствие.
Цель: создание положительного эмоционального настроя у детей.
Дети и педагог приветствуют друг друга.
Собрались ребята в круг.
Я твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки беритесь
и друг другу улыбнитесь.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
2. Дидактическое упражнение «Определи символ гласного звука».
Дидактическая задача: формировать умение выделять основные характеристики гласных звуков, соотносить звук и звуковой символ.
Дети с помощью символов называют звуки.
Делают вывод - это изображены символы гласных звуков.
Отмечают, что при произнесении гласного звука воздух, выходя изо рта, не встречает преграду, и гласные звуки можно пропеть.
II часть. Игры с гласными звуками.
Педагог объясняет, что существует много игр с гласными звуками, и предлагает детям в них поиграть.
3. Дидактическое упражнение «Фонетическая ритмика».
Цель: отрабатывать двигательные упражнения, в которых движения рук сочетаются с произнесением гласных звуков. (методика Власовой Т. М.)
Дети одновременно выполняют движения и произносят гласные звуки.
4. Дидактическая игра «Поймай звук».
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, умение выделять заданный звук из ряда звуков по артикуляции, по произношению.
Игра проводится в два этапа. Первый этап – дети по артикуляции определяют звук. Если звук гласный, хлопают в ладоши.
Второй этап с усложнением – педагог, закрывая рот экраном, называет гласные звуки. Услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.
5. Дидактическое видео упражнение «Песенка гласных звуков»
Дидактическая задача: упражнять детей в пропевании гласных звуков по образцу с опорой на буквы.
Этапы проведения упражнения:
1. Дети слушают исполнение песенки весёлыми лягушками.
2. Пропевают вместе с ними.
3. Пропевают без музыки хором: сначала хор девочек, затем хор мальчиков.
6. Дидактическая видеоигра «Принцессы».
Дидактическая задача: продолжать учить выделять в слогах гласные звуки «А», «У», соотносить звук и букву.
Для игры используется диск МЕРСИБО «Звуковой калейдоскоп».
Дети называют слог, затем выделяют гласный звук в слоге, соотносят звук с буквой и выбирают букву «А», или «У», тем самым помогая принцессам собрать бусы.
7. «Зрительная гимнастика».
Гимнастика для глаз способствует релаксации, быстрому восстановлению работоспособности.
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Лёгких - две тучки, тяжёлых - три тучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе опять засияло.
8. Дидактическая игра с использованием диктофона «Назови первый звук в слове».
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, умение выделять первый гласный звук в слове голосом.
Игра проводится в два этапа.
Первый этап - дети садятся на стулья. У каждого ребёнка в руках предметная картинка. Ребёнок рассматривает её, не показывая другим. Педагог даё т задание: «Произнесите слово, изображённое на картинке, выделяя голосом первый звук, а ваши ответы я запишу на диктофон.»
Второй этап – дети встают в круг без картинок. Педагог даё т задание: «Давайте послушаем, что у нас получилось». Включает диктофон и обращается к детям:
«Какое слово вы услышали? Назовите первый звук. Чей это был голос? Давайте произнесём звук вместе.»
III часть. Итог занятия.
Педагог предлагает детям самостоятельно нарисовать предмет, название которого начинается с гласного звука. А с какого звука – детям подскажет символ, изображённый на листе.
-