ильсия зиннатова
Консспект занятия «В мире татарского исскуства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему : «В мире татарского искусства».
Зиннатова Ильсия Наилевна
Цель:
• Развивать интерес к культуре татарского народа.
• Знакомить с народными инструментами и их звучанием, с элементами народного орнамента.
• Воспитывать межнациональную дружбу.
• Сформировать способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественное - эстетическое творчество.
Публикация «Консспект занятия „В мире татарского исскуства“» размещена в разделах
• Совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – «эбру».
Оборудование: гармошка, курай, лотки с вязкой водой, специальные краски 4 цветов, шпажки, акварельная бумага, салфетки, аудиозапись с татарской музыкой, проектор, ноутбук, магнитофон.
Ход занятия:
I.Ребята, поскольку сегодня наша тема - приобщение к народному искусству, мы поговорим с вами о татарской национальной культуре – о музыке и музыкальных инструментах, об орнаментах на одежде, костюмах. Сейчас мы послушаем музыкальный фрагмент. Как вы думаете – какой инструмент звучит?
Да – это курай. Курай относится к духовым инструментам. Это самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент. Вот какой есть курай есть у нас – показываю курай. Пробуем играть на нем.
Существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.
Струнные инструменты
Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра. Это традиционный инструмент певцов-сказителей.
II. Мы с вами уже знаем, что у татарского народа существует три вида орнамента:
1) цветочно-растительный: мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы);
цветов: тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнамента украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.
2)Второй вид орнамента «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.
3) Третий вид-«зооморфный» :среди узоров получили распространение изображения соколов голубей, уток.
Сегодня мы с вами покажим нашим гостям как мы умеем рисовать тюльпан с помощью знакомой нам нетрадиционной техникой рисования - «эбру».
В Эбру используется специальная вода. Это вода вязкая, тягучая. В неё добавляют раствор, сделанный из растения гевена. Краски тоже специальные и называются бойалар.
А ещё используются кисти. У них такое смешное название фырчалар. Они как будто фырчат на воду, разбрызгивая краски.
Сам рисунок делается шилом биз и гребнем тарак.
Здесь у меня специальная вода и несколько цветов красок. Сначала мы нарисуем фон. Возьмем синюю краску и набрызгаем её на воду. Затем палочкой плавно разводим слева направо и справа налево, потом в середине рисуем красный тюльпан. Капнем несколько раз и палочкой вытягиваем лепестки. Получился цветок, а по бокам рисуем листочки. Теперь я беру лист бумаги. Это акварельная бумага. Простая бумага сюда не подойдёт. И накладываю сверху на мой рисунок. Жду 3 секунды и вынимаю с лотка, вытягиваю лист, чтобы лишняя вода стекла с бумаги. И вот получилось чудо, посмотрите!
Прежде, чем приступим рисовать, разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
«Гаилм»
тиемне тисе – ул минем д тием. (дети сгибают большой палец)
Тшерми ул башыннан клапш, тбтен.
тиемне нисе – була ул д нием. (сгибают указательный палец)
Яратып аа дшм “Син бит минем бием”
Бу бармакта тием, монысы була нием. (поочередно сгибают средний, безымянный палецы)
Кызы белн улыны беллр рчак кен.
монысы мин булам. (сгибают мизинец)
Мин гаилмне яратам. (машут руками)
Ну что, теперь мы готовы сотворить своё чудо.
Посмотрите, у каждого есть лоток с водой. Краски несколько цветов. Прежде чем начнём, давайте вспомним, с чего начнём? Подумайте, каким цветом будет фон и цветок, чтобы краски не слились между собой. И так приступим.
А теперь всю эту красоту надо перенести на лист бумаги. Хочу напомнить, как надо вытянуть правильно лист бумаги. Накладываем лист и вытягиваем осторожно с краю.
Как красиво у вас получилось! Покажите нашим гостям. Теперь рисунки должны высохнуть. Положите их на стол.
Итог.
Вот ребята мы сотворили чудо. Мы были мастерами и научились этому искусству.
Вы у меня молодцы! Постарались на славу. Настоящие мастера. Работы получились красивые. Уважаемые гости, а вам понравились наши работы?