Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в логопедической группе «Согласование существительных множественного числа с числительными»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в логопедической группе по теме : Согласование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах с числительными.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Расширение и активизация словаря по теме «Наша армия» (армия, Родина, граница, защита, работа, специальность, труд, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк; защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести; трудный, опасный, интересный, полезным, нужный, необходимый, пограничный, государственный, внимательный, осторожный; умело, ловко, внимательно, осторожно, тщательно). Согласование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах с числительными. Образование множественного числа существительных. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).
Публикация «Конспект занятия в логопедической группе „Согласование существительных множественного числа с числительными“» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к Родине.
Оборудование. картинки с изображениями военных, контейнер с карандашами, плоскостные изображения кораблика и игрушечных зверюшек, контейнер с пластиковыми полосками и фишками-точками для анализа предложений, «светофоры» и разноцветные кораблики для определения мест звука в слове.
Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки». Разучивание стихотворений «Танкист», «На границе», «Моряк».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие диалогической речи. ]
Логопед. Сегодня мы с вами начнем разговор о защитниках Родины, о военных. Послушайте стихотворение «Наша армия».
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он ухолит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят березы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе,
Чтобы только мирные
Снились людям сны. В. Степанов
О ком это стихотворение?
Дети. О военных, о защитниках Родины
Логопед. В стихотворении говорится о военных, которые «взлетают в небо». Кто это?
Дети. Это летчики, космонавты.
Логопед. А кто «уходит в море»?
Дети. Это моряки, подводники.
Логопед. А кто стоит «в дозоре у границы»?
Дети. Это пограничники.
Логопед. Вот об этих людях мы и будем говорить сегодня.
2. Беседа о защитниках Родины с рассматриванием картинок. [Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).]
Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями военных.
Логопед. Посмотрите на картинки. Расскажите, что делают люди, изображенные на них.
1-й ребенок. Военный летчик сидит в кабине самолета.
2-й ребенок. Моряк стоит на палубе военного корабля.
3-й ребенок. Пограничник охраняет границу.
4-й ребенок. Танкист стоит около танка.
3. Упражнение «Выложи схему». [Совершенство ванне навыка анализа предложения]
Логопед ставит на стол контейнер с пластмассовыми полосками и фишками - точками.
Логопед. Давайте сосчитаем слова в последнем предложении и выложим его схему. Перечислите слова по порядку.
Дети. Танкист, стоит, около, танка. В предложении четыре слова.
Логопед. Выложите схему.
Дети выкладывают схему.
Логопед. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой»?
Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» и обозначает большую букву.
Логопед. Верно. Молодцы!
3. Игра «Один – много»
Танкист- танкисты
Летчик-…
Моряк-…
Воин- воины
Ракета.
Шашка-…
Лодка-…
Пограничник-…
Десантник.
4. Согласование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах с числительными.
Один солдат- два солдата- пять солдат
Один матрос-…
Один пехотинец-…
Одна пушка-…
Один танк-…
Один летчик-…
5. Подвижная игра «Пограничник» [Координация речи с движением. ]
Тропинки лесные. Маршируют по кругу друг за другом.
Пахучие травы.
За темным оврагом
Простор полевой.
Вечерней порою Останавливаются, прикладывают воображаемый
В дозор от заставы бинокль к глазам, выполняют повороты.
Идет пограничник Вновь маршируют по кругу
Страны часовой. Д. Жаров
6. Выразительное рассказывание стихов о военных. [Развитие общих речевых навыков. ]
Логопед предлагает детям вспомнить стихи о защитниках Родины. Дети по очереди рассказывают их, а потом определяют лучшего рассказчика.
Танкист
Я сегодня был танкистом,
В танке мчался в поле чистом,
По оврагам, по холмам.
Управлял я танком сам.
Ничего, что это ящик.
Танк совсем как настоящий,
Я немного подрасту,
В армию служить пойду. И. Нищева
На границе
На ветвях застыли птицы,
Звезды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
У границы сторожат.
Моряк
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на просторе
Наш родной российский флаг.
.
7. Упражнение «Разноцветные кораблики». [Развитие навыков звукового анализа. (определение места звука на фоне слова). ]
Логопед раздает детям «светофоры» и маленькие разноцветные кораблики.
Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с корабликами. Они будут плавать и показывать, на каком месте в произнесенном мною слове находится звук [р].
Логопед произносит слова (кораблик, трап, корма, матрос, бескозырка, иллюминатор, рында) и показывает соответствующий предмет на пособии, а дети корабликом показывают место звука в каждом слове.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед вместе с детьми перечисляют игры и задания, которые они выполняли. Логопед оценивает работу детей.