марина мищенко
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности «Экскурсия в виртуальный музей народной тряпичной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект – «Экскурсия в виртуальный музей».
Программные задачи:
1. Приобщать детей к традиционной культуре России.
2. Расширять представления детей о понятии «виртуальная экскурсия», «виртуальный музей».
3. Развивать умение мастерить куклу «Пасхальная голубка» из красной ткани.
4. Воспитывать у детей эстетический вкус, способность фантазировать.
Публикация «Конспект занятия в группе компенсирующей направленности „Экскурсия в виртуальный музей народной тряпичной куклы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Оборудование и материалы: телевизор, ноутбук, экспонаты с Новозыбковского краеведческого музея (народные куклы, заготовки ткани красного цвета в виде круга, кусочки ваты, красные нитки.
Ход
Дети входят в музыкальный зал. Здороваются с гостями.
1. Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на виртуальную экскурсию. Мы с вами такую экскурсию уже посещали. Я вам напомню, виртуальная экскурсия – это экскурсия без выхода из детского сада, путешествие через какой-то технический предмет. Таким техническим предметом будет наш компьютер и телевизор.
- А вот куда мы с вами отправимся на экскурсию, вы отгадайте:
Загадка: В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Посмотреть на них идет.
(Музей)
Воспитатель: Правильно ребята это музе, но я вас приглашаю в виртуальный музей : «Народной тряпичной куклы», который называется «Акань». Слово «акань» в переводе означает – кукла. Экспонаты в этом музее мы будем смотреть через экран телевизора.
- А что означает слово «экспонаты»? Предметы, которые находятся на выставке в музее.
- Интересно, а где же находится музей «Народной тряпичной куклы» «Акань». Давайте посмотрим на глобусе. Глобус - это уменьшенная модель земного шара.
- Скажите, а как называется наша страна? (Россия) Правильно, посмотрите здесь обозначена территория нашей страны. А музей, в который мы отправимся, находится в республике Коми, в деревне Новикбож она очень маленькая, поэтому не обозначена на глобусе.
- А где живем мы, как называется наша малая родина, наш город? (Новозыбков). Город наш маленький, на глобусе отмечена только наша область. На глобусе кажется, что до музея совсем чуть – чуть, а на самом деле нужно преодолеть более двух тысячи километров, так далеко находится музей - на севере, но мы с помощью техники сможем его посетить.
Воспитатель приглашает детей занять места. (Садимся удобно, так что бы всем было видно)
2. Вступительное слово воспитателя:
Когда-то давным-давно, когда люди еще не придумали пластмассу и резину, а детям, так же как и вам хотелось играть, взрослые стали делать игрушки и среди них были и куклы. Сейчас в основном с куклами играют только девочки, но в старину с куклами играли и девочки и мальчики до 8 лет. Кукол изготавливали из ложек, соломы, травы, веточек, шишек, лоскутков – из всего, что было под рукой. А сегодня мы побываем в музеи кукол из ткани.
(Просмотр видеофильма)
Беседа после просмотра:
- Ребята, вам понравилось в музеи народной куклы?
- А что особенного вы заметили в этих куклах? (они без лица)
Пояснение воспитателя: Народные куклы всегда были без лица (нет глаз, рта, носа) по другому их называют таким трудным словом «безликие»- без лица (повторяют слово вместе с воспитателем). Кукла без лица считалась предметом недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Выбрасывать таких кукол нельзя, считалось это плохим делом, большим грехом. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек к внукам. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.
- А какие куклы вам запомнились, как их звали? Давайте еще раз посмотрим на эти удивительные куклы. (Просмотр слайдов)
1. Рождественская коза - принесет удачу и веселье.
2. Семья - позаботится о воспитании детей. Состоит из нескольких кукол- мамы и детишек. Символ материнства.
3. Десятиручка - выполнит всю работу по дому. На каждую ручку загадывали желание- дело, в котором она может помочь.
4. Женское счастье - длинная коса - сохранит женский очаг, символ здоровья, долгой жизни. Чем длиннее коса, тем сильнее ее сила.
5. Кормилица - принесет в дом достаток, много вкусностей на столе, на видном месте всегда.
6. Кукол в домах было очень много, у каждой из них было свое значение.
- Как вы думаете, интересно детям было играть с такими куклами?
— С куклами не только играли. Этих кукол называли оберегами. Оберег —
от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.
3. Воспитатель:
- Ребята, а у нас в городе есть музей? (Да). Наш краеведческий музей мы с вами уже не раз посещали. Оказывается, в нашем музее есть тоже выставка «Народной куклы», но эту выставку мы еще не рассматривали.
И сегодня я пригласила экскурсовода нашего музея с выставкой «Народных кукол». Ее зовут Наталья Николаевна, она расскажет, какие же куклы живут в нашем музее.
- Рассказ о выставке народной куклы экскурсовода.
Вопросы:
- Ребята, вам понравился выставка народной куклы?
- Какие куклы вам понравились?
- Ребята давайте поблагодарим нашу гостью за удивительную выставку и замечательный рассказ.
(физкультминутка)
Нам в музее интересно, (хлопаем в ладоши)
Мы смотрели в право, влево (поворот головы)
Что мы видели — неизвестно, (плечики вверх)
Стали всё мы изучать, (пальчиком показываем)
Стали всё запоминать. (наклоны головы)
Вдоль по залам, всё вперед (ходьба)
Вел ребят экскурсовод,
Экспонаты показал, (разводим руки в стороны)
И о куклах рассказал. (руки на поясе, повороты туловища)
5. - Ребята, а вы знаете какой великий праздник, мы отмечали в воскресенье. Правильно Светлое Христово Воскресения (Пасха).
- А как вы и ваши родители готовились к этому празднику (пекли куличи, красили яйца, убирали в доме). А вот в старину люди пекли не только куличи и красили яйца, была еще одна традиция - создание особой праздничной куклы – Пасхальной Голубки. Эту куклу делали накануне праздника и вешали возле икон дома. Голубка хранилась до следующей Пасхи. Она оберегала дом от недобрых вестей и неприятностей.
- В канун праздника пасхи я вам предлагаю смастерить такую куклу. Я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую.
5. Рассматривание куклы «Пасхальная Голубка».
- Посмотрите, какую куклу Пасхальную голубку мы с вами будем делать.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них – шитье кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предки опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались. (Эльза Попова)
- И мы ребята то же при выполнении куклы не будем использовать ножницы и иглу.
- Ребята, а как вы думаете, почему она так называется?
- «Пасхальная», потому что делалась кукла к празднику Пасхи.
- «Голубка» - голубь в христианстве – символ хорошей, благой вести о воскресении Христа.
- Посмотрите, что есть у куклы (какие части? (голова, туловище, ручки)
- Какого цвета кукла? (красного, красный цвет это символ жизни)
- Чем отделены части куколки? (красной ниткой, символ веры и надежды)
- Прежде чем приступить к выполнению куклы, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Куколка тряпичная, очень симпатичная (кулачки, ладошки, пальцами за щечки)
Словно руки бабушки – (вытягиваем руки вперед, ладошками) мягонькие лапушки. (гладим руки)
Тёплая, уютная (обнимаем за плечи)
Куколка (кулачки) лоскутная (ладошки)
От бед отгоняет (имитация, руки в стороны)
В доме (показываем крышу) нас оберегает (обнимаем себя за плечи).
6. Изготовление куклы вместе с детьми одновременно.
На столах у каждого красный круг с ватой посередине, нитки красного цвета по три штуки.
- Этапы выполнения: складываем круг пополам так, чтобы комочек ваты был по среди, формируем головку. Перевязываем ниткой, концы нитки закручиваем полностью. Делаем руки, расправляем ткань на столе, острый край ткани с одной стороны стягиваем и перевязываем ниткой, с другой точно также. Пасхальная голубка готова.
7. Итог работы:
— А теперь возьмите ваших замечательных кукол. Они получились такими
красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук.
Свои куклы вы заберете домой, они будет охранять ваш дом от бед и несчастья, до следующего года.
- А одну куколку мы подарим в наш краеведческий музей на память.
- Давайте еще раз поблагодарим Наталью Николаевну за удивительную выставку.
- Вам понравилась наша экскурсия?
- Что вам больше всего понравилось?
- А какой музей мы посетили? (Музей народной тряпичной куклы «Акань»)
- Какие куклы вам запомнились?
- Куклы народные, почему их так называют. Их кто делал? – (народ)
- Какую куклу мы с вами смастерили? (Пасхальная голубка)
- Наша экскурсия закончилась, мы возвращаемся в группу.