Людмила Кирсутина
Конспект занятия «В гостях у Хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю русскую культуру;
• побуждать желание сохранять культуру;
• учить проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичности;
• закреплять знания народных пословиц и поговорок;
• познакомить с названиями выпечки русской национальной кухни;
• рассказать о традициях и обычаях наших предков;
• активизировать словарь (изобильная, щедрая, радушная, хлебушко, расстегай, кулебяка, курник, рыбник, левашник, изба,каравай, краюха).
Публикация «Конспект занятия „В гостях у Хозяюшки“» размещена в разделах
Оборудование: блюда русской кухни (пирожки духовые, белые листы формата А-4 с черно- белым изображением национальной русской выпечки, цветные картинки с изображением национальной русской выпечки, кулинарная книга, интерактивная доска, начинка для пирога (отварное яйцо, малиновое варенье, капуста, картошка,одноразовые стаканчики, одноразовые ложки, салфетки, сигналы «Правила обращения с хлебом».
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; разучивание хороводов, песен, подвижных игр; рассматривание предметов декоративно - прикладного искусства.
Ход занятия
Перед занятием воспитатель говорит детям : «Сегодня утром я встретила свою добрую знакомую – Хозяюшку. Она на все руки мастерица, большой знаток традиционных русских блюд и выпечки, которую любили на Руси. Хозяюшка щедрая и радушная. У нее всегда стол изобильный, а каждый гость желанный! Она пригласила вас к себе в гости. Вы хотите побывать у Хозяюшки, узнать про традиционную русскую выпечку? Тогда пойдемте со мной, я вас провожу.
Стук в дверь. Хозяюшка открывает дверь. Входят дети, здороваются. Хозяюшка предлагает детям пройти в избу и сесть на лавки (изба оформлена в старинном русском стиле. Печь изображена на интерактивной доске.)
Хозяюшка. Гости вы мои дорогие! Я так рада вас видеть! С самого утра я замесила тесто и поставила в печь пирожки. Я знаю много рецептов старинной русской выпечки и все их храню в своей книге рецептов. Хозяюшка показывает книгу, говорит о том, что эти рецепты собирает очень давно, некоторые из них достались ей от прабабушки и. т. д., но вдруг «роняет» книгу, все рассыпается, Хозяюшка просит детей помочь восстановить книгу старинных рецептов- соединить черно- белые и цветные картинки. Каждый ребенок берет себе лист с черно- белым изображением блюда и подбирает к нему соответствующую цветную картинку. Дети приносят картинки Хозяюшке, она собирает странички книги, благодарит детей за помощь: «Спасибо вам, ребята! Теперь моя книга снова как новая! Все рецепты сохранились (листает книгу) : вот рецепт кулебяки, а вот расстегаев, а это рецепт курника, а это старинный рецепт теста на праздничный каравай! На Руси всегда ценили хлеб. Знали про него много пословиц и поговорок. А вы знаете? Расскажите мне пожалуйста! Дети рассказывают пословицы :
• Хлеб- всему голова;
• Что посеешь, то и пожнешь;
• Хочешь есть калачи, не сиди на печи;
• Не красна изба углами, а красна пирогами;
• Хлебушко- калачу дедушка;
• Худ обед, когда хлеба нет;
Покуда есть хлеб да вода- все на обед;
• Без соли и без хлеба – пустая беседа;
• Хлеба ни куска- хлеб- доска.
Хозяюшка. На Руси не только любили и ценили хлеб, но и очень бережно к нему относились. А вы знаете правила обращения с хлебом? Расскажите мне о них. А чтобы вам было легче рассказывать, воспользуйтесь специальными сигналами. Дети подходят к столу, берут сигналы и рассказывают правила обращения с хлебом. После этого Хозяюшка обращает внимание детей, что для того, чтобы хлеб на стол пришел, нужно приложить много труда. Но в старину сделать это было еще тяжелее, потому что не было комбайнов, сеялок, веялок. «Ребята, вы хотите узнать, как в старину хлеб выращивали?»
Показ презентации «Как на Руси хлеб выращивали».
После окончания презентации (на последнем слайде – румяные пирожки, Хозяюшка предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Пирог». Дети становятся в круг, считалочкой выбирают «пирог», водят вокруг него хоровод, сопровождая речь с движениями. После слов «бери нож, режь, да ешь» дети разбегаются в разные стороны, а «пирог» их догоняет.
Испекли мы пирог,
Положили на порог.
Да этакий он высоконький,
Да этакий он широконький,
Да этакий он мягошенький-
Бери нож- режь, да ешь!
Игра повторяется 2-3 раза.
Хозяюшка. Ай, да пирожок у нас! Вкусный, наверное! На Руси пироги и пирожки пекли с разной начинкой. С какой начинкой вам пирожки нравятся (дети отвечают).
- Хотите узнать, с какой начинкой я пироги буду печь?
Детям предлагается игра «Угадай начинку для пирога». Дети с завязанными глазами угадывают продукты на вкус.
После игры Хозяюшка говорит о том, что очень любит песни петь. Спрашивает у детей, любят ли они петь и просит исполнить песню. Дети поют песню «К нам гости пришли».
После того, как дети спели, Хозяюшка обращает внимание на то, как вкусно пахнет, наверное пирожки испеклись. Хозяюшка выносит пирожки в корзинке и спрашивает у детей: «Понравилось вам, ребята, у меня в гостях? Что вам больше всего понравилось? Какие названия традиционной русской выпечки вы запомнили?»
Хозяюшка провожает детей, предлагает прийти к ней в гости на следующей неделе- она расскажет все про русские блюда из разных круп.
КОММЕНТАРИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ «Как в старину хлеб выращивали»
СЛАЙД 1. ОБЛОЖКА ПРЕЗЕНТАЦИИ
СЛАЙД 2. Давным-давно на Руси, перед тем, как посеять зерно, нужно было запрячь лошадь, взять плуг и вспахать землю. Это была очень трудная работа. Занимались ею, в основном, мужчины.
СЛАЙД 3. После того, как поле вспахали, нужно было посеять зерно. Селяне насыпали зерно в холщёвую ткань, шли по полю и рассыпали зерно.
СЛАЙД 4. Не только мужчины занимались посевом. Очень часто женщины и дети помогали им в этом нелегком труде.
СЛАЙД 5. После того, как зерно было посеяно,матушка природа помогала вырасти зерну, набраться силы. Солнышко дарило свое тепло, дождь поил зерна водой, а земля кормила колоски всеми полезными веществами.
СЛАЙД 6. После того, как колосья поднялись и созрели, наступала пора сбора урожая. Помогать выходили и женщины и мужчины и старшие дети. Женщины серпами срезали колосья.
СЛАЙД 7. Мужчины косили урожай косами. Это была очень трудная работа. Нужно было убрать урожай до того, как пойдет дождь.
СЛАЙД 8. После того, как весь урожай был скошен, колоски собирали в снопы.
СЛАЙД 9. В полдень, прямо в поле, все собирались на обед. Ели то, что принесли из дома: отварные яйца и картофель, молоко и краюху хлеба.
СЛАЙД 10. Чтобы достать из колосков зерна, женщины их обмолачивали- били об специальные палки. Зерна сыпались на ткань, их просушивали, собирали в мешки…
СЛАЙД 11. Собранное зерно везли на мельницу, чтобы смолоть муку.
СЛАЙД 12. Из муки хозяйки замешивали тесто и выпекали в русской печи хлеб.
СЛАЙД 13. Дети всегда ждали, когда же им дадут краюху горячего, свежеиспеченного хлеба, с хрустящей корочкой. Они с большим удовольствием ели его с молоком.
СЛАЙД 14. На праздники пекли хлеб, который украшали вылепленными из теста цветами, листьями, птицами. Это хлеб назывался караваем! Без каравая не обходилась ни одна свадьба.
СЛАЙД 15. Так же, по праздникам, хозяйки выпекали открытые и закрытые пироги, пироги с разными начинками: кулебяки, расстегаи, курники, рыбники….
СЛАЙД 16. Дети и взрослые очень любили полакомится ароматными пирожками с малиновым вареньем, с яблоками, с капустой, картошкой.
Слайд 17. Русская печь. (Использовать для создания обстановки русской избы.