Татьяна Королёва
У хозяюшки в гостях
▼ Скачать + Заказать документы
Республика Татарстан г. Бугульма МБДОУ №17 «Красная шапочка» Воспитатель Королёва Т. А. Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «У хозяюшки в гостях» для детей старшей логопедической группы Задачи и цели: - воспитывать интерес к истории семейных традиций; воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору, любовь к окружающей природе, желание помочь ближнему. - формировать первоначальные патриотические чувства, эстетическое и нравственное восприятие мира; - развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. -расширять и углублять представление детей о старинных русских обычаях, закреплять знания старинных русских имён. -дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне. Определить уровень знаний следующих существительных: оберег, лапти, чугунок. Ход занятия: Звучит русская народная музыка. Появляется хозяюшка. Х. Здравствуйте, гостьюшки дорогие! Я вас заждалась, все глаза на дороженьку проглядела. Вот и хорошо, что вы ко мне пришли! На Руси, издавна – дорогих, долгожданных гостей всегда встречали хлебом – солью. (слайд) Милости прошу ко мне в избу. Проходите, детушки, в горенку, проходите «От порога не зачёсана дорога. Сядем рядком, потолкуем ладком.» Хороша ли моя изба? Д. Да. Чистая, просторная, уютная. Х. Вот какие терема были на Руси. Послушайте да поглядите. (слайд 1) Х. Посмотрите,как обустраивали избы. Украшали рушниками, самотканными ковриками. (слайд 2) Чем украшали? Д. Рушниками Х. Что же такое рушник? Д. Рушник – это символ дома и семьи. Х. Правильно, символ дома и семьи. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте. Игра «Продолжи пословицу» -В гостях хорошо… а дома лучше. - Не красна изба углами…. а красна пирогами. - Дети не в тягость…. а в радость. - Когда семья вместе…. и душа на месте. - Всякой матери…. своё дитя мило. - Мать кормит детей…. как земля людей. - Семья – это… семь Я. Х. Посмотрите, как одевался русский народ. (слайд 3). На меня посмотрите, что одето на мне, назовите. Д. Сарафан, кокошник. Х. И то верно, молодцы. Отгадайте загадку. «Привяжешь - пойдут, отвяжешь – останутся» А это что? Д. Лапти. Х. Для чего они нужны? Из чего сплетены? Д. Их надевали на ноги. Из липовой коры, из лыка. Х. И об этом вы знаете. (слайд 4) Х. Ой, ребятушки слышите топоток. Это мой сыночек идёт, а имя его не простое, а старинное, русское Егорка. Ребята, а вы знаете, что пока он маленький, я его зову Егорушка, а когда он вырастет, то все его будут звать Егором. Мы растём и имя наше растёт. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? (Дети называют свои имена) Х. Какие у вас интересные имена. Молодцы! Вот вы и познакомились с моим Егорушкой. А пока Егорушка не спит, давайте его позабавим, повеселим! Пальчиковая гимнастика «Семья» Х. Ещё на Руси народ любил играть на разных музыкальных инструментах. Вот и у меня гусли какие, ложки расписные. Скорее подходите, Егорку повеселите. Русская народная песня: «Как у наших у ворот» (Игра на музыкальных инструментах) Х. Ох, молодцы, играть удальцы! Ребята посмотрите, что я приготовила для Егорушки. (показываю уголёк, зёрнышки, монетки) - А кто знает зачем они? Д. Их в воду опускали, когда ребёнка купали. Х. Да, правильно. Раньше на Руси когда ребёночка купали, эти предметы опускали в таз с водой, да приговаривали. – А, что говорили, когда клали уголёк? Д. Привыкай к домашнему теплу! Х. А что говорили, когда клали зёрнышки? Д. Будь всегда сыт! Х. А когда монетку? Д. Будь всегда богат. Х. Ребята, а вот что у меня ещё есть. Оберег. (слайд) Не простой, а настоящий оберег. - А для чего он нужен? Д. Он защищает от бед, оберегает от ненастий. Х. А давайте Егорушке сделаем оберег. Дети украшают оберег Х. А вы хотите что-то доброе пожелать Егорушке? Д. Никогда не болей, будь здоров! - Расти сильным, крепким, да удалым. - Слушай отца – батюшку, да родную – матушку. - Пусть встречаются добрые люди! - Пусть живёт поживает, да добра наживает! Х. Вспомните, детки, чем угощали дорогих гостей? Д. Хлебом-солью Х. А ещё чем? На картинку посмотрите и скорее мне скажите. (слайд) Дети просматривают слайды, проговаривают увиденное Х. А где варили да где пекли? (слайд) Д. В печке, в чугунке. Х. Ребята, я совсем забыла, у меня же каша в печи. Подходи, налетай, Кашу за обе щёки уплетай. Не сиди на печи, Ложкой деревянной По чугунку стучи. Х. Ну, а вам дорогим гостям. За пожелания и за слова добрые Спасибо! Вот и вам угощения. Отведайте каши и примите подарки наши! До свидания, до встречи! (Звучит народная музыка) |