Светлана Жабина
Конспект интегрированного НОД в средней группе «Посиделки у хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое;
- Физическое развитие.
Тема: «Посиделки у хозяюшки»
Цель: познакомить детей с традициями русского народа – святочными посиделками, колядками.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного НОД в средней группе „Посиделки у хозяюшки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Образовательные: Продолжать знакомить детей с бытом русских людей, с избой, печью- главной частью избы; расширять и углублять представление о старинных семейных обычаях. Учить детей играть в русскую народную игру «У бабушки Маланьи». Учить подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом, лепка бубликов, а так же закрепить отгадывание загадок про овощи, фрукты называть их, делить на группы и знать, из чего можно сварить «Компот и борщ».
Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.
Воспитательные: Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, доброту и любовь друг к другу.
Предварительная работа: Научить играть в русские народные игры, работать с соленым тестом.
Научить называть овощи, фрукты, делить их на две группы. Рассказать, что можно приготовить из овощей, и фруктов. Познакомить с новой игрой «Компот и борщ».
Работа с родителями: подготовить элементы народных костюмов девочкам: юбки, сарафаны, косынки, бусы; мальчикам кепки, маски.
Оборудование: для украшения группы под избу : печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки, лавочки, половики, сундук. Модули овощей и фруктов две кастрюльки разного цвета. Почта от Емели, атрибуты к игре «почини носочки» (носочки и заплатки). Аудиозапись с русскими народными песнями. Соленое тесто для лепки бубликов.
Ход НОД
Дети ряженые. Музыкальное сопровождение - песня «Коляда»
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Я приглашаю вас в путешествие!
Идем друг за другом (На пути - камень.)
Что это за камень? А камень не простой, на нем, что-то написано! Я прочту, а вы слушайте внимательно:
«Налево пойдешь - далеко не уйдешь
Направо пойдешь - много интересного найдешь».
-Дети, куда же пойдем?
Дети: Направо.
Воспитатель:
-Ну, что же в путь! (Идут по кругу под народную мелодию).
Вот мы и пришли!
-Дети, куда мы попали?
Дети: В русскую избу.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
Звучит русская народная мелодия, их встречает Хозяюшка (воспитатель накидывает шаль). Группа украшена под русскую избу.
Хозяюшка :
Здравствуйте!
Гости званные и желанные
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость
Для вас у меня место готово
Красному гостю – красное место.
Сейчас Святки. Это время, когда люди в старину собирались вместе, наряжались и пели обрядовые песни – Колядки. Вы, я вижу, нарядились, а Колядки петь умеете? Дети вместе с Хозяюшкой поют колядки :
Коляда, коляда,
Отворяй ворота!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок,
Открывайте коробейники,
Доставайте деньги то!
Хозяюшка : Ой, спасибо детки за песню. Проходите, присаживайтесь (дети проходят и присаживаются на лавочки).
Хозяюшка : Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь угощение для вас не успела. И хотела попросить вас помочь испечь бублики к чаю.
Дети садятся за столы и приступают к работе. На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка (воспитатель) напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на протвень и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу играет спокойная народная музыка.
Хозяюшка : Пока наши бублики пекутся мы с вами будем веселиться.
А теперь будем праздник продолжать!
Будем петь, шутить, играть!
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
Хозяюшка : Утки
Дети: В дудки!
Хозяюшка : Кошки
Дети: В ложки!
Хозяюшка : Тараканы
Дети: В барабаны!
Хозяюшка : Кукушки
Дети: В колотушки!
Хозяюшка : А веселые скворцы заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Хозяюшка : Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!
На Руси люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали и играли в игры. Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру «У бабушки Маланьи» (дети становятся в круг и играют в игру под русскую народную мелодию).
После этой игры дети садятся на лавочку, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает письмо и посылку от Емели. Хозяюшка открывает письмо и читает.
(Письмо от Емели).
«Здравствуйте дорогие ребята! Я, Емеля из русской народной сказки. Я, тоже хотел пойти с вами в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба - поставьте, пожалуйста на мои носки заплатки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно».
Хозяюшка : Ребята, давайте поможем Емеле починить носки?
(На доску вывешиваются носочки, а на стол рядом ложатся заплатки ребятам нужно подобрать заплатку).
(Хозяюшка спрашивает ребят, правильно ли они подобрали заплатку, почему именно эта заплатка).
Хозяюшка : Молодцы ребята, починили все носки Емеле. Отправим ему посылку с его носками. Да отправим ему ещё вот такие носочки (Хозяюшка показывает детям пару вязаных носков из шерсти и спрашивает).
Хозяюшка : как вы думаете из чего связаны эти носочки, какие они (ответы детей). Хозяюшка начинает собирать посылку для Емели.
Хозяюшка : Ой, ребятки, а здесь в посылке что то ещё есть, а ну-ка угадайте, что это и достает загадки про овощи и фрукты (дети по очереди отгадывают загадки, а отгадку достают из посылки и под разделяют их на 2 группы овощи и фрукты).
Загадки:
Семьдесят одежек,
И все без застежек. (капуста).
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала. (груша)
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает тот слезы проливает. (лук).
Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это. (слива)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь).
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий. (апельсин)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать. (картошку)
Кто там спрятал под листок
Свой румяный крепкий бок?
Под листы-панамочки
Прячутся в зной. (яблочки)
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам. (свекла)
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос. —
Сладок мягкий. (абрикос)
У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор —
Круглый спелый. (помидор)
Хозяюшка : скажите мне ребята, что такое овощи? А что такое фрукты? Что варят из овощей, а что из фруктов? (ответы детей).
Хозяюшка : В старину люди, когда собирались вместе, готовили много разного угощения. Одними из угощений были компот и борщ. Давайте и мы сегодня приготовим эти блюда, поиграв в игру «Сварим борщ и компот» (на стол ставятся две кастрюльки разного цвета - в красной будет «борщ», а в желтой «компот», дети под музыку сортируют овощи и фрукты, после окончания музыки проверяется, все ли правильно сделали).
(после игры дети садятся на лавочку и продолжают дальше).
Хозяюшка : Но в старину на посиделках не только играли да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Ну-ка, девицы-рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Хозяюшка : Давайте мы с вами дочитаем письмо от Емели, что же ещё он пишет.
(Письмо от Емели)
В старые добрые времена люди на Святки любили гадать. Ведь именно гадания были еще одним развлечением в Святки.
Хозяюшка : А вы, ребята, хотите погадать? (ответы детей)
Только сразу вас предупреждаю, что гадание нельзя воспринимать всерьез. Это всего лишь игра, которая несет веселье.
Гадание «Кем я стану, когда вырасту» (Хозяюшка предлагает детям по очереди доставать по одному предмету из мешка, после чего, в соответствии с попавшимся предметом, она называет «будущую профессию» ребенка).
Хозяюшка : Молодцы, ребятки! А сейчас давайте, наконец, отправим Емеле посылку (вместе упаковывают посылку и передают ее почтальону).
Хозюшка: Вижу я, самое время в молчанку играть.
Раз- два- три - замри!
Игра «Молчанка»
Хозяюшка : В старину люди очень любили петь народные песни. Предлагаю и вам исполнить русскую народную песню «Жили у бабуси два веселых гуся.» (дети вместе с Хозяюшкой поют песню под фонограмму).
Хозяюшка : Молодцы, ребята, здорово вы поете. А про угощение то мы с вами забыли! Наши бублики уже готовы!
(достаёт из печи уже настоящие бублики и угощает ребят (пока дети играли, пели песни помощник воспитателя поменяла местами настоящие бублики на слепленные из соленого теста).
Хозяюшка :
Вы давно бубликов не ели?
Вы бубликов захотели?
Напекли мы их поесть
Сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу,
А ребятам на забаву
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Детей угощать!»
(пока ребятки угощаются бубликами, Хозяюшка переодевается в воспитателя).
Воспитатель: Ребятки расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего? Так чем ребята отличаются овощи и фрукты? Что варят из овощей? А что из фруктов?
Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания!