Надежда Зацепина
Конспект занятия «В гости к Хозяюшке»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ "Мстерская СОШ им. И. И. Голубева"
дошкольная группа села Станки
Вязниковского района, Владимирской области.
по приобщению детей к истокам
русской народной культуры
в разновозрастной группе
"В гости к Хозяюшке"
Воспитатель: Н. А. Зацепина
2020 год
Цель: продолжать знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (потешки).
Задачи:
Темочки:
-активизировать в речи детей названия предметов быта русской избы; закрепить названия домашних животных;
-воспитывать любовь к устному народному творчеству;
-продолжать учить детей младшей группы раскатывать кусочки пластилина круговыми движениями ладоней и сплющивать их;
-продолжать учить детей старшей группы расписывать плоские изображения, развивать фантазию;
-воспитывать у детей старшей группы интонационную выразительность речи при драматизации сказки.
Оборудование и материалы: «Русская изба» с предметами обихода и утварью; доски для лепки, пластилин; вырезанные их бумаги ложки, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки; театр игрушек из конусов.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите? (Ответы детей). Сегодня мы пойдем в гости к нашей знакомой Хозяюшке. Согласны? Тогда пойдемте.
Дети заходят в «русскую избу», где их ожидает Хозяюшка (воспитатель, одетая в русский костюм).
Хозяюшка : Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие, гости удалые, гости молодые. Я - Хозяюшка, а это - моя изба.
Домом жить - не лукошко шить,
Домом жить - обо всем тужить.
Дом вести - не лапти плести.
Хозяйка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним одна за всех отвечает.
Моя изба необычная. В таких избах жили в старину. Собирались красны девицы, добры молодцы. Долгими зимними вечерами они пряли, вязали, вышивали, пели песни, частушки, рассказывали сказки. Так веселее было трудиться, незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась.
Вы, ребята, были уже у меня в гостях. Предметы здесь старинные. Сейчас ими почти не пользуются. А во многих домах таких предметов и вовсе нет. Я сейчас проверю ваши знания, сможете ли вы назвать предметы моего обихода. Что это? (Зыбка). В ней спит мой малыш. Кто ему споет песенку? (Малыши поют колыбельную песенку). А это что за предмет? Для чего он нужен? (Коромысло). Расскажите пословицу про водичку.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы очи блестели,
Чтоб ланиты краснели,
Чтоб уста улыбались,
А зубки не кусались.
У меня в избе появился новый житель. Отгадайте, кто это? (Метод контрольных вопросов). Расскажите потешку про киску. (Дети рассказывают).
А что самое главное в избе? (Печь). Для чего она нужна? (Обед варить, хлеб печь, пироги). Расскажите пословицы о хлебе. (Малыши читают потешку "Сорока, сорока. ").
Угостила бы я вас пирогами, да не успела тесто замесить.
Воспитатель: Малыши сейчас налепят пирогов, а Вы их испечете.
(Дети младшей группы лепят лепешки из пластилина).
Хозяюшка : А мы сядем рядком, да поговорим ладком. Дети, а вы любите сказки? У меня есть красивый сундучок, а в нем лежат предметы, которыми пользовались герои из сказок. Назовите их и сказку, в которой эти предметы встречаются.
1. Скалка - "Лисичка с о скалочкой".
2. Кувшин - "Лиса и журавль".
3. Топор - "Кот, петух и лиса".
4. Молот - "Петушок и бобовое зернышко".
Почти во всех сказках звери трудолюбивые, выполняют разную работу. Какие пословицы о труде вы знаете? (Дети называют).
Воспитатель: А вот и мы с пирогами.
Хозяюшка : Как раз вовремя. Вот я их сейчас в печку поставлю, а потом вас угощу. А сейчас самое время сказку послушать. Рассаживайтесь поудобнее. Сказка "Жихарка". (Показывают дети старшей группы с использованием игрушек из конусов).
Хозяйка : На лесной опушке, в маленькой избушке жили-были кот, петух да маленький человечек - Жихарка.
Кот:
Петушок, наш петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Рано-рано встает,
Красны песенки поет.
Петух:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Жихарка:
Я веселый человечек,
Не боюсь глубоких речек.
Не боюсь гулять в лесу,
Но боюсь я лишь лису.
Хозяйка : Так они и жили, друг друга хвалили. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал.
Кот: Жихарка, мы пошли на охоту, запри за нами дверь.
Жихарка: Ладно, сейчас запру.
Хозяюшка : Но Жихарка забыл запереть дверь, а принялся за дела, обед варить.
Жихарка:
Ай, та-та, та-та, та-та,
Пожалуйте решета,
Мучки посеять,
Пирожков затеять.
А для моих дружков
Напеку блинков.
Ай, та-ту, та-ту, та-ту,
Варю кашу я круту.
Молочка подолью,
Котю с петей накормлю.
(Идет лиса).
Лиса:
Я лисичка, я сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла.
Нет ни мышки, нет ни птички,
Нет нигде зайчонка.
Прогуляюсь я в деревню
И стащу мальчонка.
Хозяюшка : Подкралась лиса к домику и слушает. А Жихарка обед сварил и стал ложки раскладывать.
Жихарка: Эта простая ложка - котова. Эта простая ложка - петина. А эта - не простая, точеная, ручка золоченая. Никому её не отдам.
Хозяйка : Только хотел её на стол положить, как слышит (Стук в дверь).
Лиса: Кто в этом домике живет?
Жихарка: Ой, лиса идет.
Хозяюшка : Испугался Жихарка. Ложку на пол уронил, под печку залез. А лиса в избу вошла. Гдядит туда - сюда.
Лиса: Где же Жихарка? Куда спрятался? Постой же, ты сам мне скажешь, где сидишь.
Хозяюшка : Подошла лиса к столу, стала ложки перебирать.
Лиса: Эта ложка простая - петина, мне не нужна. Эта ложка простая - котова, мне не нужна. А эта ложка не простая, точеная, ручка золоченая. Эту ложку себе возьму.
Хозяюшка : Жихарка-то и закричал.
Жихарка: Ай, ай! Не бери, тетенька мою ложку.
Лиса: А, вот ты где сидишь.
Хозяюшка : Подбежала лиса к печке, лапу в подпечье запустила, Жихарку вытащила и понесла его к себе домой. Домой прибежала, хочет Жихарку в печке изжарить и съесть. Посадила его на лопатку. А он маленький да удаленький. Ручки, ножки растопырил, в печку не лезет.
Лиса: Ты не так сидишь.
Жихарка: А ты, тетенька, покажи.
Хозяюшка : Лиса сбросила Жихарку, сама на лопатку села, колечком свернулась. А Жихарка не растерялся и быстро засунул лису в печь, заслонкой закрыл и домой побежал. А дома-то что делается! Пришли с охоты кот и петух.
Петух: Ой, что-то дверь открыта.
Кот: Где же Жихарка?
Хозяюшка : Стали они ложки перебирать.
Петух: Эта ложка простая - моя.
Кот: Эта ложка простая - моя. А эта ложечка не простая, точеная, ручка золоченая - Жихаркина.
Хозяюшка : Сели они и заплакали.
Петух: Где же наш малец - удалец?
Хозяйка : А тут и Жихарка прибежал.
Жихарка: А вот и я!
Хозяюшка : Обрадовались кот и петух. Ну, Жихарку обнимать, целовать.
Жихарка: Поделом лисе досталось и хвоста от неё не осталось.
Хозяюшка : Сказке конец, а кто слушал - молодец!
И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.
Да пока мы сказку слушали,
Огурцы на огороде зайцы скушали.
Вот нам и не досталось.
Понравилась вам сказка? Конец хороший. А хотелось, чтобы было еще лучше? Вот у Жихарки ложка точеная, ручка золоченая, а у котика с петушком ложки простые. Надо им подарить красивые ложки. А что надо сделать, чтобы они были красивые? Правильно, надо их расписать. (Дети старшей группы расписывают ложки, вырезанные из бумаги).
Хозяюшка : Я Хозяюшка добрая да веселая. Со всеми поговорю, кого приласкаю, кого пожалею, над кем подшучу. Всех насмешу.
Егорушка - Егор
Полез через забор,
За гвоздь зацепился.
Висит, голосит:
Снимите с забора
Бедного Егора.
Пошла Маша на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке платок,
Посередочке цветок.
Бабушке - сарафан,
Братику - кафтан,
А себе, молодице,
Белы рукавицы.
Наша Даша пышка,
На улицу вышла.
На лавочку села
И конфетку съела.
Наша Наташа маленькая,
У неё губки аленькие,
Глазки пуговки,
Нос - курнос,
Щечки - яблочки.
У Алеши руки в бок,
Глазки в потолок.
Пошел за порог,
Упал поперек.
Две девчушки увидали
И к Алеше подбежали.
За белые ручки брали
И мальчишку поднимали.
(Старшие дети показывают расписанные ложки).
Хозяюшка : Вот и ложки расписные,
Да красивые какие!
А у меня и пироги готовы.
Не красна изба углами,
А красна пирогами. Угощайтесь, ребятки. (Угощает пирогами. Дети благодарят Хозяюшку, прощаются с ней и уходят).