Людмила Бокова
Ознакомление дошкольников с русской народной культурой. Конспект занятия по дымковской росписи «Укрась свои игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
рограммное содержание.
Воспитывать детей на русских народных традициях, продолжать знакомить с обрядами своего народа, знакомить с легендами. Развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы, волнистые линии. Закреплять приемы росписи кистью. Продолжать работу по «вживлению в образ» дымковской игрушки. Вызвать у детей желание расписывать игрушку, передавая основной цвет. Учить использовать в рисовании различные элементы: мазок, тычок. Учить владеть концом кисти и кистью плашмя.
Публикация «Ознакомление дошкольников с русской народной культурой, Конспект занятия по дымковской росписи „Укрась свои игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Методика проведения занятия.
Дети в русских народных костюмах сидят на ковре. На столах приготовлены гуашь трех цветов (желтый, зеленый, красный, кисточки, тряпочки, непроливайки, подставки под кисти.
Ход занятия : Под музыку «Светит месяц» входит в группу воспитатель в нарядном красочном костюме дымковской барышни. В руках у нее корзина с дымковскими игрушками (свистульки, уточка, барашек, индюк и заготовки уточек из белого картона).
Воспитатель загадывает загадку:
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки,
А, ну, назовите меня!
Дети: Дымка!
Воспитатель: Правильно дети. Дымка.
А я сегодня буду проводить занятия в нарядном костюме дымковской барышни.
Какие узоры на юбке, фартуке, на кокошнике вы видите?
Дети: волнистые линии, кольца, кружочки, точки, полосы.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Мы знакомились с узорами на предыдущих занятиях. Я пришла на занятия не с пустыми руками. У меня в руках корзина, а в корзине посмотрите необычные игрушки. Эти игрушки вылеплены из глины (дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки). Дети достают по очереди игрушки.
1-я игрушка (конь) :
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
2-я игрушка : (олень)
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень
5-я игрушка (дымковская барышня)
Сидит кокошник горделиво,
Наша барышня красива.
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
3-я игрушка (птичка-свистулька)
Голосисты эти птицы
И наряды, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фьюти-фью!
Посмотрите, гнездо вью.
4-я игрушка (индюк)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Воспитатель: Дети, давайте закроем глазки. Я позвоню в колокольчик и скажу волшебные слова, и мы с вами окажемся в славной слободе дымковских мастеров.
Колокольчик нам поет,
В гости нас скорей зовет.
В дымковскую слободу.
Воспитатель начинает рассказ:
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимой длины, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.
И пошла о дымке слава, заслужив на это право.
Говорят о ней по всюду – удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке я спрошу у вас сейчас.
Воспитатель: - Дети почему игрушки называются дымковскими?
Дети: игрушки называются дымковскими, потому что появились они в слободе «Дымково», недалеко от реки Вятки.
- А на каком празднике продавались дымковские игрушки? (праздник назывался «Свистопляски»).
Всюду слышался свист, песни, пляски. Мастера–умельцы продавали глиняные игрушки.
- Дети, а что можно рассказать о дымковской барышне? Посмотрите на мой костюм. (Важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыне, сильной и красивой женщины).
- Как называются элементы орнамента дымковской игрушки? (Круги, кольца, точки, полоски. Круг – символ солнца, каравай хлеба).
- Как вы думаете, эти игрушки лепят и разрисовывают веселые мастера или грустные? (Конечно только веселые мастера).
Вот и мы сейчас превратимся в дымковских мастеров. Я вас приглашаю всех за стол. Вы будете гуашью расписывать уточку. Каждому ребенку воспитатель дает в руки заготовку из картона – белую уточку. Звучит музыка, дети начинаю работать.
По окончанию занятия воспитатель приглашает всех детей встать в веселый хоровод.
Воспитатель:
Колокольчик нам поет,
В хоровод нас всех зовет.
Звучит музыка «Кто у нас хороший»