Наталья Баева
Конспект занятия «Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА : Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк» с добавлением новых персонажей.
Воспитатель: Баева Н. В.
Цель: «Обучающая» :
Уточнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы детям.
Публикация «Конспект занятия „Творческое рассказывание по мотивам сказки „Лисичка-сестричка и серый волк“ с добавлением новых персонажей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Лисичка-сестричка и серый волк», сказка
- Темочки
Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать ее, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.
«Развивающая» :
Развивать творческое воображение, связную речь, умение строить полные, распространенные предложения, используя выразительные языковые средства для соединения их частей.
«Воспитательная» :
Воспитывать интерес к самостоятельной художественно-речевой деятельности, любовь к сказкам.
Словарная работа: жанр, сюжет, повадки, прорубь, песец.
Предварительная работа: Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок; рассматривание животных и птиц, встречающихся в нашей местности; чтение мансийской народной сказки «Мудрая сова».
Ход ЗАНЯТИЯ:
(Педагог может переодеться в сказочницу).
Звучит музыка «В гостях у сказки».
В-ль:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А её и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету…
По какой она пойдёт?
Где она покажется?
Плыть ли ей или ходить,
Или мчать откуда.
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У неё чудес запас,
И всегда готово
Каждый раз для всех,
Для нас Золотое слово!
- Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки. Как вы думаете, что такое сказка? (Это выдумка, волшебство и т. д.).
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных). А кто сочиняет сказки? (Народ, авторы). Какие народные сказки вы знаете? (Дети называют знакомые сказки). Теперь вспомним с вами авторские сказки. («Мойдодыр», «Краденое солнце», «Тараканище» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Михалкова).
- Давайте поиграем. Игровое упражнение «Узнай сказку». Слушайте внимательно, поднимайте руку, не выкрикивайте.
Мышка серая, норушка,
Вышла в поле погулять,
Сладких зерен поискать.
Видит: дом-домок
В чистом поле одинок. («Теремок»).
Жили-были дед да баба.
Жили вместе с внучкой Машей,
Доброй, умной и послушной.
Как-то раз пришли подружки,
В лес зеленый стали звать:
«Грибы, ягоды собрать». («Маша и медведь»).
Жили-были дед да баба.
Жили дома с птицей рядом.
Баба птицу ту любила,
Её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. («Карлсон»).
Она красива и мила,
И имя у неё «Зола». («Золушка»).
Что-за странный человечек
На земле и под водой
Ищет ключик золотой? («Буратино»).
В-ль: - Молодцы! А теперь посмотрите на доску. Я думаю, вы узнали этих персонажей. (Лиса, дед, баба, волк). Я хочу попросить вас охарактеризовать каждого из персонажей.
Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, красивая и т. д.);
Волк какой? (серый, доверчивый, незнающий и т. д.).
Дед какой? (добрый, спокойный и т. д.)
Баба какая? (злая, ругающаяся, хитрая и т. д.).
Молодцы! Хорошо знаете сказку. А теперь давайте немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
В-ль: -Должна вам сказать, что сказки любят не только дети, но и взрослые. А вы бы хотели сами сочинить сказку? (Да). Но прежде, чем приступить к сочинению сказки, давайте назовем отличительные особенности сказок. (Дети с помощью в-ля называют отличительные особенности) :
*В сказках есть зачин : «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…».
*В сказках есть положительные и отрицательные герои, волшебные предметы, благодаря которым происходят чудеса.
*В сказке добро всегда побеждает зло.
*Традиционная концовка «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Ребята, а вы знаете сказку «Лисичка-сестричка и серый волк»? (Да). – Давайте вспомним сегодня её. (Дети по цепочке рассказывают сказку до слов «Пошёл волк на речку, опустил хвост в прорубь. Дело было зимою.»).
В-ль:- Что же произошло с ним дальше?
Дети: - Он приморозил свой хвост.
В-ль:- Ребята, а вам жалко волка? (Да). А мы можем ему как-то помочь? Для этого вам надо изменить сказку. Давайте сделаем так, чтобы волк не пострадал. Может быть его кто-нибудь может спасти? Каких животных, которые живут в наших краях вы знаете? (Ласка, горностай, хорек, куница, норка, барсук, лиса, рысь и др.) Давайте предположим, что норка могла бы спасти волка. (Показать фото, рассказать, что питается рыбой и селится около рек и озер). Если норка любит рыбу, могла ли она помочь волку? (Ответы детей).
Итак, начнём сочинять продолжение сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк на новый лад».
Дети (с помощью в-ля) : - Сидит Волк, а навстречу ему Норка. Увидела Норка Волка и спрашивает :
- Здравствуй, братец Волк! Что ты тут делаешь?
- Да вот, рыбу ловлю, - отвечает Волк.
- А как же ты ловишь?- спрашивает Норка.
- Лисичка-сестричка посоветовала мне хвост в прорубь опустить и приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала, и велика…».
- Ох, уж эта Лиса! Опять она проказничает! – говорит Норка. – Не верь ей, братец Волк. Она тебя обманывает. Рыбу надо ловить не хвостом, а удочкой. А если не веришь, то спроси у Мудрой совы. Вот она как раз сидит на суку и головой вертит.
КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ (РЕЛАКСАЦИЯ) «СОВА».
В лесу темно, все спят давно.
(Дети изображают спящих птиц).
Одна сова не спит, летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками).
Совушка-сова, большая голова,
На суку сидит, головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головы вправо, влево).
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит!
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте).
(Дети продолжают сочинять сказку) :
- Да, да, да, - ответила Сова, - совершенно верно. Я сидела на суку и внимательно слушала ваш разговор. Волк, не верь Лисе!
Понял Волк, что Лиса обманула его, вытащил свой хвост из проруби и вместе с Норкой стал ловить рыбу удочкой.
Они дружно наловили рыбы целую кучу. А Сова сидела на суку и наблюдала за ними. Потом Норка пригласила Волка к себе в гости. И съели они вместе всю рыбу. С тех пор у них завязалась настоящая дружба.
В-ль: - В начале сказки есть зачин, но у сказки должна быть и концовка. Какую концовку можно придумать к нашей сказке? (Вот и сказочек конец, а кто слушал – молодец). А я знаю другую концовку, которая подходит к нашей сказке. «Так они живут, пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают. И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
В-ль: - Мне очень понравилась ваша новая сказка! Молодцы! Эту сказку мы запишем в альбом, оформим рисунки и поместим в книжный уголок.
Мы по сказке походили,
В ней всё круто изменили.
Будут в сказке помнить нас :
-Вот какие молодцы!
-Вот какие удальцы!
(Звучит мелодия «В гостях у сказки». Детям раздаются медали «Знаток сказок»).