Лучший педагог года

Конспект занятия для развития творческих способностей детей «Путешествие в страну кукол»

Милана Шамхалова
Конспект занятия для развития творческих способностей детей «Путешествие в страну кукол»
▼ Скачать +Заказ

Конспект занятия тема занятия: «Путешествие в страну кукол»

Цель занятия: развитие творческих способностей детей через художественную деятельность.

Задачи занятия.

1. Образовательные:

- научить правильно, работать с куклой;

- научить видеть образ сказочного героя и передавать его;

- обогащать представления об окружающем мире.

2. Развивающие:

- развивать художественные и индивидуальные способности детей, упорство в достижении цели;

Публикация «Конспект занятия для развития творческих способностей детей „Путешествие в страну кукол“» размещена в разделах

- развивать мелкую моторику рук, двигательную систему, умение контролировать свои движения; речевой аппарат;

- развивать внимание, память, речь, мышление;

- развивать фантазию, эстетический вкус, воображение, сообразительность;

- развивать эстетическое восприятие действительности.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к куклам и кукольному театру;

- воспитывать терпение, трудолюбие, уверенность в себе;

- воспитывать чувство коллективизма, желание принимать участие в коллективном творчестве;

- воспитывать взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков, применение знаний, умений и навыков на практике; занятие-упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные: беседа, диалог, рассказ; наглядные: показ упражнений для развития мелкой моторики рук и двигательной системы, показ упражнений с куклами; практические: выполнение заданий предложенных педагогом; занятие с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие - путешествие; метод игры; занятие с использованием средств искусства.

Оборудование: сценарий, декорации, реквизит, театральные куклы, технические средства.

План занятия

1. Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка обучающихся к работе на занятие;

- настрой на работу.

2. Теоретическая часть:

- сообщение занимательных и познавательных сведений;

- повторение пройденного материала, необходимого для работы;

- повторение правил по технике безопасности и охране труда.

3. Практическая часть:

- практическая работа: выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук, двигательного аппарата и речевого аппарата; работа с куклами над мини-этюдами;

- веселая пауза - «По дорогам сказок».

4. Заключительная часть:

- подведение итогов занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент: приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к занятию, правила поведения на занятие, подготовка необходимого материала для работы.

2. Теоретическая часть.

- Сообщение занимательных и познавательных сведений.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, все кто пришёл к нам в гости!

Начинаем наше очередное занятие. Сегодня мы разучим и выполним ряд упражнений для речевого аппарата, для дикции, выполним гимнастику для рук. А потом, используя полученные знания, умения и навыки, исполним несложные этюды-упражнения с куклами. Прежде чем…

Возмущаясь появляется Петрушка: Ой, ой, ой! Помогите, пустите! Наконец-то я добрался. Здравствуйте, ребятишки, девчонки, мальчишки - шалунишки! Здравствуйте, гости дорогие! Ой, как много гостей сегодня у меня, я так люблю, когда приходят гости, и я всегда рад гостям.

Педагог: Подожди, кто же ты? Давай познакомимся. Меня зовут Милана Магометовна. А это мои ребята, будущие актеры-кукловоды.

Петрушка: А я Петрушка! Шаловливая, забавная игрушка! Я из кукольного театра. Больше всего я люблю проказничать, хулиганить, веселить ребятишек. У меня очень много друзей, таких же кукол, как я, из кукольного театра. Кукольный театр – это необыкновенная, волшебная страна, где много сказок, загадок, частушек, пословиц и поговорок.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки (дети отвечают). Это здорово! Отгадайте мои загадки.

Я весельчак и балагур, всем детям друг, подружка.

Бываю я по-русски мудр, зовут меня…(Петрушка).

У нее во рту пила, под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала, а теперь в котел попала (Щука).

Домовитая хозяйка полетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком (Пчела).

Зубами дерево грызет и песню звонкую поет:

«Жила-была, жила-была на свете острая…(Пила).

Петрушка: Милана Магометовна, какие у Вас умные ребята!

Педагог: Конечно, мы же много читаем, занимаемся, изучаем устное народное творчество. Петрушка, хочешь тебе ребята, тоже загадают загадки?

Петрушка: Очень, очень хочу! (ребята загадывают загадки, Петрушка сомневается, просит помощи). Милана Магометовна, ну помогите (педагог подсказывает на ухо Петрушке).

Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка).

Мы вымыли руки и сели к столу,

А он неумытый обедать пошел.

И с ним бесполезна любая беседа,

Он вымоет руки, но после обеда. (Кот).

Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк).

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, хвостик колечком. (Собака).

Педагог: Петрушка, а пословица ты любишь слушать?

Петрушка: Очень, очень сильно люблю! (ребята говорят пословицы). Как здорово, как интересно.

Педагог: Петрушка, а ты знаешь историю появления кукол и кукольного театра?

Петрушка: Знаю, но не всё конечно…А давайте, вместе всем расскажем о куклах!

Педагог: Ну, давай. Куклы появились в глубокой древности, еще в первобытные времена. Наши праотцы думали, что если они сделают куклу и произведут над ней магический обряд, то она им принесет удачу. Ни один обряд или игра не обходились без кукол, которые представляли собой фигурки богов и таинственные силы природы. Петрушка, а какие же были первые куклы для детей?

Петрушка: Как ни странно, игрушки мальчиков и девочек первобытных народов были очень похожи на игрушки современных детей. Ведь, где бы и в какие времена ни жили дети, потребность играть в игрушки – одинаковая.

Педагог: Кукол любят все. В детстве без них просто невозможна жизнь. Мальчики и девочки с любимыми куклами засыпают, встают утром, едят, гуляют, играют. Куклы становятся друзьями, часто на всю жизнь.

Петрушка: Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875г. г.) обожал кукол. Дома у него был крошечный домашний кукольный театр. Андерсен шил костюмы и платья своим игрушечным питомцам, разучивал с ними пьесы, верил в то, что у кукол идет тайная жизнь, когда люди на них не смотрят.

Педагог: Все знают нестареющую сказку про то, как однажды старик-столяр, которого звали Карло, взял полено и вырезал деревянную куклу Буратино. Деревянный мальчик стал столяру Карло сыном, а столяр забавной кукле – папой.

Пострелёнок Буратино не мог усидеть на месте. Он отправился куролесить - путешествовать, искать страну счастья. И нашел больше, чем эта выдуманная страна: он встретил верных друзей в кукольном театре злого Карабаса Барабаса. Он узнал, кто такие враги и что на свете есть Добро и Зло.

Петрушка: Можно я! Театральных кукол на свете существовало и сейчас существует великое множество. Кукольный театр тем хорош, что в нем можно посмеяться от души. Таким весельчаком кукольный театр стал уже к XVI – XVII векам.

Педагог: В каждой стране появились свои задорные, смелые, бесшабашные, неунывающие герои-куклы. В Италии это Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – Панч. В России, конечно же, Петрушка. Вся эта проказливая компания и есть театральные родственники шалуна Буратино. Чем сильнее человечество влюблялось в кукольный театр, тем больше изобретало для него новых кукол. Есть куклы объемные и плоские – ими управляют актеры-кукловоды, есть марионетки – куклы на нитях, куклы тростевые, механические и теневые, есть куклы верховые (перчаточные, с которыми занимаемся мы, учимся ими управлять.

Петрушка: А я вот, что еще знаю! В нашей стране тростевые куклы впервые появились в 1918 году. Нина Яковлевна Симонович-Ефимова и ее муж Иван Семенович Ефимов сочинили спектакль «Басни Крылова», где играли как раз тростевые куклы.

Педагог: Ефимовы славны тем, что они создали первый советский кукольный театр. Сами работали в нем и режиссёрами, и актерами, и художниками. Они ставили в своем кукольном театре произведения писателей-классиков: басни И. А. Крылова, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Толстого. Ефимовы любили ставить и русские народные сказки.

Петрушка: Жил-был на свете веселый, остроумный человек, который беззаветно любил искусство. Наш герой чудесным образом ладил с детворой. Все время этот человек был в творческом поиске. Сердце подсказывало ему: настоящее призвание его не обычная сцена. И в 1920 году он стал выступать в концертах с театральными куклами. Звали этого человека Сергей Владимирович Образцов.

Педагог: Куклы и кукольный театр стали судьбой Образцова С. В. Более 60 лет он не расставался с ними. И не просто ставил спектакли как режиссер, и не только работал за ширмой как актер, а делал все для того, чтобы куклы и дети жили еще лучше, еще веселее.

Сергей Владимирович добился, чтобы в Москве построили чудесный дом – Центральный театр кукол. С. В. Образцов славен не только тем, что был первым кукольным папой России, добрым человеком и шутником. Он славен еще и тем, помог актерам кукольного театра почувствовать себя творцами сцены, а не просто кукловодами.

Петрушка: Здорово! Как интересно! А давайте все вместе отправимся в эту прекрасную страну кукол, где живут мои друзья. Где дети становятся кукловодами, и с их помощью куклы оживают.

Педагог: Ну, что, ребята, отправимся вместе с Петрушкой в эту страну? А еще главное Петрушка помог нам определить тему нашего занятия: «Путешествие в страну кукол». Петрушка, а как мы туда отправимся.

Петрушка: Я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо.

Педагог: А у тебя есть волшебная палочка?

Петрушка: Конечно, есть, я принес ее с собой (достает волшебную палочку). Ребята, закройте глаза (ребята подглядывают). Не подглядывайте! Сели все ровно, закрыли глаза, и (Петрушка машет палочкой). Ну, палочка, раз, два, три чудо сотвори (звучит музыка, ребята достают кукол и декорации). Ну, вот мы и на месте, как здорово здесь, а вот мои друзья. Ой, что это с ними! Их наверно заколдовали. Галина Анатольевна, помогите моим друзьям!

Педагог: Ну что, ребята, поможем. Давай, Петрушка, попробуем все вместе расколдовать твоих друзей.

Петрушка: Ой, ой, ой я что-то устал. Может, я отдохну немного, посплю тут, а вы сами без меня справитесь.

Педагог: Петрушка, так не честно. Ты что же не хочешь нам помочь? Это ведь твои друзья.

Петрушка: Ой, ой, ой плохо мне совсем.

Педагог: Ну что, ребята, пусть Петрушка спит? Давай укладывайся спать (педагог укладывает Петрушку спать).

-Повторение пройденного материала, необходимого для работы.

Ребята, мы должны с вами помочь Петрушке расколдовать его друзей. Прежде чем приступить к выполнению непростой задачи, давайте вспомним то, что уже знаем про кукол и кукольный театр.

1. Чем отличается кукольный театр от других театров? (на сцене кукольного театра главные и эпизодические роли исполняют куклы, которыми управляют актеры-кукловоды).

2. Строение перчаточной куклы (голова, правая и левая ручки, туловище в виде перчатки, которое одевается на руку).

3. Что является сценой кукольного театра? (ширма).

4. Строение ширмы (передняя грядка – это часть ширмы, на которой крепятся декорации, и происходит основное действие спектакля; задний план ширмы – с заднего плана выходят куклы, участвующие в представлении, а также у ширмы есть боковые створки, которые необходимы для действия спектакля).

- Повторение правил по технике безопасности и охране труда.

Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.

И в каждом деле соблюдать законы безопасности.

- Необходимо сесть прямо, свободно, чтобы не мешать друг другу.

- Убрать вокруг себя все лишние предметы.

- Во рту не должно быть ничего лишнего, рот должен быть свободным.

3. Практическая часть.

- Практическая работа: выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук, двигательного аппарата и речевого аппарата; работа с куклами над мини-этюдами.

Наша главная задача научится правильно и хорошо управлять куклами. Вы уже знаете, что у актера-кукловода должна быть хорошо развита моторика рук и двигательный аппарат, для этого мы с вами на занятиях выполняем различные упражнения для рук, для двигательного аппарата и для расслабления мышц.

Актер-кукловод работает за ширмой. Ширма поглощает и приглушает речь кукловода, поэтому у него должен быть хорошо развит речевой аппарат, кукловоду необходимо обладать хорошей, четкой дикцией, уметь громко произносить слова.

Строение речевого аппарата: подвижная часть – это губы, язык, нижняя челюсть, нёбная занавеска с маленьким язычком; неподвижная часть – это зубы, верхняя челюсть.

Ребята, а сейчас мы будем учиться, как стать хорошими кукловодами. Для этого сделаем ряд упражнений для развития моторики рук, а начнем с упражнений для речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и упражнения для развития дикции.

Артикуляционная гимнастика.

- Упражнение №1 – «Маятник».

- Упражнение №2 – «Ванька-встанька».

- Упражнение №3 – «Пятачок-улыбка».

- Упражнение №4 – «Зубы-губы».

- Упражнение №5 – для языка.

Упражнения для развития дикции.

1. Произношение гласных звуков.

А, О, У, И, Э, Ы.

Аи Эи Ои Уи

Аэ Эа Оа Уэ

Ао Эо Оэ Уа

Ау Эу Оу Уо

Аы Эы Оы Уы

2. Скороговорки:

- Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю».

Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай».

-Стоит поп на копне, колпак на попе.

Копна под попом, поп под колпаком.

Упражнения для развития моторики рук:

- вращательные движения рук, хлопки;

- точечная пальчиковая гимнастика;

- массаж пальцев рук;

- пальчиковая гимнастика и упражнения для рук со скороговорками.

Далее педагог показывает несколько вариантов расположения пальцев внутри туловища-перчатки куклы. Ребята одевают куклу на руку и выполняют упражнения с куклами: ручки опустить вниз, наклон головы, повороты в разные стороны, поясной поклон, похлопать в ладоши, развести ручки в стороны, поднять ручки в вверх, вытянуть ручки вперед, погладить ручками голову (лицо) Кукла обнимает кукловода, гладит кукловода по лицу, шепчет кукловоду на ухо, прижимается к кукловоду, здоровается с другой куклой, обнимает и целует другую куклу.

-Весёлая пауза - «По дорогам сказок».

Необходимо отгадать из какой сказки отрывок.

1. Дед и баба, чтоб тоску свою забыть, стали снежную красавицу лепить.

Наводили брови черным угольком, натирали щеки докрасна снежком.

Были косы из пушистых из седых, а глаза из льдинок светло-голубых.

Вдруг красавица взглянула, ожила, тонкой бровью удивленно повела.

Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. («Снегурочка»).

2. Как в суседки он попал.

Как перо свое проспал.

Как хитро поймал Жар-птицу.

Как похитил он девицу. («Конек-Горбунок»).

3. Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле.

На озерах треснул лед, будто раскололи.

Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи. («Двенадцать месяцев»).

4. Пристают к заставе в гости.

Царь зовет к себе их в гости.

Чуда дивных там три есть.

Что ни можно глаз отвесть. («Сказка о царе Салтане»).

5. Под окном за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко Оно

Соку свежего полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

6. Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. («Дюймовочка»).

7. Летела стрела и опала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись, с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»).

8. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки. Немного отдохнули, а сейчас продолжим наше занятие. Одно из основных правил кукольного театра: при разговоре куклы смотрят друг на друга. Кукла, которая говорит, слегка двигается, немного жестикулирует. Кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую куклу. Давайте выполним мини-этюды с куклами (ребята делятся по парам, загадывают друг другу загадки, говорят пословицы, или рассказывают какую-нибудь историю, сказку друг другу).

Молодцы! Вот видите, как все хорошо у вас получилось. Вы уже почти настоящие кукловоды. Итак кукол мы расколдовали, они у нас ожили. Будем будить Петрушку? Петрушка, вставай, просыпайся, мы тебя все заждались (Петрушка просыпается).

Петрушка: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Спасибо вам, ребята, спасибо, Милана Магометовна, что спасли моих друзей, помогли их расколдовать.

Педагог: Петрушка, а ты знаешь, твои друзья тоже знают загадки и пословицы. Хочешь послушать пословицы, а загадки отгадать?

Петрушка: Конечно, очень хочу! (куклы загадывают загадки и говорят пословицы).

4. Заключительная часть.

- Подведение итогов занятия.

Итак, Петрушка, правда, ребята молодцы, ведь они выполнили твою просьбу и расколдовали твоих друзей, они все ожили. Как ты думаешь, справились они со своей задачей? Разве это не волшебство! Молодцы!

Петрушка: Очень здорово справились.

Педагог: А в заключение нашего занятия поиграем в игру «Веселая эстафета». В игре участвуют все куклы. Для эстафеты мы будем использовать мячик (можно кубик, шарик, палочку и др., который первая кукла берет в ручки и передает следующей кукле, одновременно называет какое-либо животное (птицу, растение, рыбу и т. д., повторять нельзя, далее мячик передается следующей кукле и т. д. Игра останавливается на той кукле, которая последняя назовет животное (играет музыка, все играют в эстафету).

Педагог: Спасибо, Петрушка, что помог нам попасть в волшебную страну кукол. Спасибо вам, юные кукловоды. Спасибо всем, кто смог сегодня к нам прийти в гости. Убираем за собой рабочее место. На следующем занятии мы продолжим работу над тем, как стать хорошими кукловодами. Спасибо всем, вы были молодцы!

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

До свидание! Всем удачи и хорошего настроения!

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница»Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница» Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет «Музыкальная Гусеница» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Пособие для развития творческих способностей детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки»Пособие для развития творческих способностей детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки» Пособие для развития творческих способностей детей 4-5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для развития творческих способностей детей «Путешествие в страну кукол»
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 09:35
+141Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для развития творческих способностей детей «Путешествие в страну кукол»» (включая файлы) размещена пользователем Милана Шамхалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД