Анна Калинова
Конспект занятия «Учимся ухаживать за комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма работы с детьми: Интегрированное и комплексное занятие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие».
Возраст детей : старшая группа
Программные задачи:
Обучающие:
• Обобщить представления об уходе за комнатными растениями, об их основных потребностях, закрепить умение сравнивать растения.
Публикация «Конспект занятия „Учимся ухаживать за комнатными растениями“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
• Продолжать учить пользоваться наглядными моделями по уходу за растениями.
• Учить отбирать материал для ухода за растением (тряпочки, кисточки в зависимости от листа).
Развивающие:
• Развивать исследовательские действия: погладить, нажать и т. д.
• Развивать любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.
Словарная работа: бегония
Материал: распылители, тряпочки, тазы, лейка, модели, бальзамин, алоэ, фиалка, палочки для рыхления, щеточки.
Предварительная работа: наблюдение и уход за комнатными. Разучивание пословиц и поговорок о труде. Рассматривание иллюстраций алгоритма ухаживания за комнатными растениями.
Индивидуальная работа: с Оля Р., Вероникой М., Полиной К., Максимом С. ,. – учить протирать пыль с листьев комнатных растений.
Ход занятия.
1. Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель обращает внимание детей на растения в уголке природы.
- Ребята, сегодня утром, когда я пришла в группу, увидела, что в нашей группе появились новые цветы, они очень красивые, но с ними что – то не так. Они какие-то грустные.
Цель работы детей на занятии : помочь детям познакомится с комнатными растениями.
2. Поисковый этап.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, что с ними случилось?
Ответы детей (Они хотят пить)
Воспитатель:- Может они грустные, потому что за ними никто не ухаживает.
Воспитатель: - Как вы думаете, живые ли существа растения? Бывает ли им больно?
Ответы детей (Да живые, и растениям тоже больно)
Воспитатель:- Да, ученые обнаружили, что растение тревожиться, если рядом ломают другое. Они слышат музыку, любят ласковые руки и разговор. Давайте им включим красивую музыку, и скажем им добрые и ласковые слова, (дети по очереди говорят ласковые слова растениям)
Воспитатель:- А можно ли без слов увидеть, что дереву, цветку, кустику плохо? (Конечно, если у тебя доброе сердце, и ты любишь помогать.)
Положите ладошку на сердце. Стучит? Значит, зовет помочь слабым!
3. Практический этап.
Сегодня мы поможем нашим растениям, поухаживаем за ними. Но сначала внимательно рассмотрим. Посмотрите, какие растения стоят у меня на столе? (Алоэ, фиалка, бальзамин.)
Воспитатель:- Это, какое растение? (Алоэ)
Воспитатель:- Какие у него листья? (Упругие, толстые, колючие.)
Воспитатель:- А у бальзамина?
Ответы детей (Маленькие, мягкие, тонкие.)
Воспитатель:- У фиалки?
Ответы детей (Плотные, ворсистые.)
Воспитатель:- Погладьте листики.
Воспитатель:- А кто знает, почему у алоэ такие толстые листья? (Ответы детей.)
Воспитатель:- Это потому, что в природе алоэ растет в засушливой местности, где очень редко бывают дожди. В листьях алоэ накапливается вода (разломать лист, показать выделение сока, поэтому он может долго жить без воды.
А у бальзамина листья маленькие, тонкие. Он растет в местах, где часто идут дожди, и ему не нужен запас воды. Фиалка также, как и алоэ, растет в природе в Африке, где дожди – редкость, поэтому она также накапливает в своих мясистых листиках воду.
Давайте с вами вспомним правила ухода за комнатными растениями (Рыхлить, поливать, протирать, опрыскивать, чистить листики, раз в году пересаживать.) А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Назови оборудование по уходу за растениями» (дети называют – воспитатель показывает.)
Воспитатель: - Вот и настало время помощи нашим растениям. Давайте определим порядок работы. (воспитатель вместе с детьми называют этапы и вывешивает на магнитной доске картинки с изображением действий, то есть определяется алгоритм)
Воспитатель:- Сначала мы что делаем? (Рыхлим землю.) Для чего это нужно делать?
Ответы детей (Чтобы к корням поступал воздух и вода.)
Воспитатель:- А как нужно рыхлить?
Ответы детей (Начинать от края горшка, здесь рыхлить глубже, а ближе к стволу – не глубоко, чтоб не поранить корни.)
Воспитатель:- Посмотрите ребята, как Оля, Саша и Артем будут рыхлить землю и запоминайте. Рыхлят они узким концом палочки, аккуратно, молодцы.
Воспитатель:- А теперь, посмотрите, у растений листики пыльные. Как вы думаете, нужно ли удалить с листиков пыль? Почему? (Чтобы растение дышало и вбирало в себя свет.) Посмотрите, лис алоэ гладкий, толстый, как мы можем с него убрать пыль. (Вытереть тряпочкой.) Данил, Эдик, берите тряпочки, намочите их в водой, хорошо отожмите и протрите каждый листик.
Воспитатель:- Дети, а как вы думаете, можно протереть тряпочкой листья у бальзамина? Почему?
Ответы детей (Листья маленькие, мелкие, нежные и их много.)
Воспитатель:- Да, если мы их будем протирать, то повредим.
Воспитатель:- Такие растения нужно опрыскивать. Давайте поставим цветок в тазик, чтобы не забрызгать стол. Землю закроем клеенкой, чтобы не размыть ее.
Воспитатель:- Кристина, Катя, вот вам распылители, брызгайте аккуратно, все листики. - Посмотрите на фиалку: листики у нее пушистые, вода, если брызгать на ее листики, будет скатываться, да и не любит фиалка, когда ее листики мокрые, они тогда начнут гнить.
Воспитатель:- Кто знает, как помочь фиалке удалить с листиков пыль? Ответы детей (Щеточкой почистить.)
Воспитатель:- Алена, Даша, Кирилл – берите щеточки и аккуратно чистите щеточкой каждый листик.
Воспитатель:- А что мы еще забыли сделать для наших растений?
Ответы детей (Полить.)
Воспитатель:- Кто скажет, как нужно поливать алоэ? (Редко, когда совсем земля в горшке высохнет, нельзя сильно заливать водой.) Женя, полей, воды нужно совсем немного.
Воспитатель:- А бальзамин как нужно поливать?
Ответы детей (Ему нужно воды лить много, поливать часто.) Маша, полей нам бальзамин.
Воспитатель:- А фиалка, ребята, очень нежное растение, она не любит сильного полива и не любит пересушивания земли. Ее нужно поливать совсем понемногу, часто. Виталик, полей, совсем чуть-чуть.
Воспитатель:- А еще, ребята, чтобы вы не забыли, как ухаживать за растениями, давайте поставим возле каждого цветка карточки-модели и повторим, как за ним ухаживать.
Алоэ – рыхлить, протирать листики тряпочкой, поливать, только когда высохнет земля. Бальзамин – рыхлить, листики опрыскивать, поливать часто и обильно.
Фиалка – поливать часто, но понемногу, рыхлить, а листики чистить щеточкой.
Воспитатель:- Посмотрите, какими стали чистыми, блестящими и красивыми наши цветы, а главное, у них прошла грусть, потому что они знают, что в нашей группе есть добрые ребята, которые всегда им будут помогать.
4. Рефлексивно – оценочный этап.
Воспитатель:- Давайте вспомним, как мы помогли растениям?
Воспитатель:- Какие правила мы соблюдать, чтобы не случилось беды с нашими растениями?
Ответы детей - Беречь
- Помогать.
- Говорить ласковые и добрые слова.
- Ухаживать за растениями.
- Не лениться. - Быть трудолюбивыми.
Воспитатель:- Как вы понимаете пословицу «Терпенье и труд все перетрут»? Какие еще пословицы о труде мы знаем? (ответы детей)
Воспитатель:- А теперь давайте поиграем в исследователей - экспериментаторов.
Воспитатель:- Ребята, вот мы говорим, что растению необходима вода, они «пьют» воду. А как мы можем это проверить?
(ответы детей)
Это можно проверить на опыте. Давайте поставим цветок астры в подкрашенную красной краской воду (дети разводят краску в воде и ставят цветок). А завтра мы посмотрим, если стебель окраситься в красный цвет, значит, растение действительно «пьет» воду, и вода ему необходима.
Список литературы:
1. К. Рюкер. Комнатные растения. Большая энциклопедия.
2. «Комнатные растения». Сборник – АСТ, ТОО «Внешсигма», 2007 г.
3. Степура А. «Комнатные растения. Практическая энциклопедия», изд-во Мир книги, Москва, 2006 г.