Татьяна Гайфуллина
Конспект занятия театрального кружка по актерскому мастерству. «Искусство быть разным»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия театрального кружка по актерскому мастерству.
«Искусство быть разным»
Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
• Работа над дикцией и чистотой произношения.
• Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и
фантазии.
• Развитие импровизационных способностей.
• Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и
реальным предметом.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия театрального кружка по актерскому мастерству, „Искусство быть разным“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
• создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального
самовыражения личности, для открытия и развития способностей в
артистической, художественной, литературной деятельности;
• способствовать творческому самовыражению.
Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой.
«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает
нашу душу мощными и разнообразными
впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир
страстей и жизни!” В. Г. Белинский
Я рада пригласить вас на занятие по актерскому мастерству «Искусство
быть разным». Сегодня мне хочется, чтобы вы почувствовали себя немного
актерами. Ведь самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие
зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и
художественному воображению – это путь через игру, сочинительство,
фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В жизни мы часто играем разные роли, не только на сцене. Как сказал
Шекспир, «весь мир - театр, в нём женщины, мужчины - все актеры».
Актерское мастерство полезно не только в театре и кинематографе, оно
может пригодиться при выступлении на публике с речью или презентацией, в
деловом общении и во многих других жизненных ситуациях.
С чего начинается любая встреча? Правильно, с приветствия. Давайте сейчас
поприветствуем друг друга и познакомимся, побывав в роли артиста. Ковер
– это воображаемая сцена. Давайте начнем с меня.
1. Упражнение – приветствие «Добрый день! Меня зовут…»
(учащиеся по очереди выходят, придумывают сами движение и громко
произносят приветствие.
2. А теперь скажите, что является рабочим инструментом актера? (речь,
мимика, жесты, пластика) Правильно, а чтобы начать занятие, нужно
подготовить свои рабочие инструменты. Итак, начнем.
I. Артикуляционная гимнастика. Традиционно занятие начинаем с
артикуляционной гимнастики.
Чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают
специальные упражнения:
1. Упражнение «Веселый пятачок»
а) сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку. (5 раз)
б) «Трубочкой» попытаться достать до носа, а потом опустить к
подбородку. (5 раз)
в) круговые движения «трубочкой» то в одну, то в другую сторону. (5 раз)
(закончить упражнение – фыркнуть, как лошадка)
3. Зарядка для шеи и челюсти. (под спокойную музыку)
а) Наклон головы то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и
груди.
б) Упражнение «Зевающая пантера». Нажать двумя руками на обе щеки в
средней части и произнести «вау, вау, вау», подражая голосу пантеры, резко
опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
В)Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно
посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,
похожий на фырканье лошади.
Г) Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
д)Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
2. Упражнение на расслабление.
Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову и посмотрите на
свои руки. Теперь поднимитесь на носочки так, как будто вы забрасываете
чемодан на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! В таком
положении нужно простоять 7-10 мин. А затем расслабьтесь. Повторить 3-5
раз. Это упражнение хорошо снимает скованность пред выходом на сцену.
3. Упражнения для дикции.
Упражнение «Кнопки»
Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет
решающее значение в постановке дыхания и голоса.
Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда
был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется
опасным для связок излишним их напряжением.
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это
беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя
услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но
так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее
вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки»
согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.
Упражнение «Мишень»
С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень.
Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.
4. Дыхательная гимнастика.
А) Упражнение «Свеча»
Б) «Грузинский хор»
Упражнение 8. Проведите игры-соревнования:
а) “Кто дольше?” :
- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);
- прозвенит комаром (з-з-з-з-з);
б) “Кто больше?” :
- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с);
- задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).
Работа со скороговорками.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Работа в паре.
-произнести четко, артикулируя каждый звук;
-поработайте со скороговоркой по схеме, произнесите:
-медленно – быстро;
-с восклицательной интонацией;
-с вопросительной интонацией;
-громко-тихо.
V. Ритмопластика.
1. Упражнение «Пальма»
«Выросла пальма большая – пребольшая (правую руку вытянуть вверх,
потянуться за рукой, посмотреть на руку).
«Завяли листочки (уронили кисть, ветви (уронить руку от локтя, и вся
пальма» (уронить руку вниз). Упражнение повторить левой рукой.
Ну вот, мы приготовили все наши рабочие инструменты и теперь можно
приступить к театральным играм и этюдам.
Театральные игры и этюды.
1. Упражнение “Передай маску”
Отлично. И теперь представим себе. Что мы отправляемся в дальний поход, к
примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду
вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите
эмоцию. Например: Грусть через руки или гордость через спину. Радость
через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость
через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо. Задумчивость
через лицо. Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия
через руки, лицо
2. Специальная театральная игра : «Игры на превращение»
В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение —
это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое
отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя
соответствующим образом свое поведение оправдывая условное
превращение.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность,
воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу
от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом посвоему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть
превращения. Варианты превращения разных предметов :
карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц,
градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и
т. д. ;
маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик,
колобок, цыпленок и т. д. ;
записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная
щетка, игра.
Специальная театральная игра : «Одно и то же по-разному»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия
нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами,
развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько
вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет»,
«сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные
дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то
же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает
определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т. д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т. д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т. д.
Упражнение № 1: «Необыкновенный концерт»
Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги, где он должен написать
название концертного номера (любого жанра искусства, который хотел бы
увидеть, если бы пришел на концерт. Затем, собрав эти записки, ведущий
отбирает самые оригинальные, дополняет их своими пожеланиями. Этот
набор номеров и войдет в программу «необыкновенного концерта», который
тут же импровизационно разыгрывают участники тренинга.
Всех следует разделить на пары. Каждая пара наугад вытягивает записку с
заданием, но держит пока его в секрете. Пусть для всех остальных это будет
сюрпризом. Итак, задание получено. На придумывание номеров 3–5 минут.
Можно использовать любой реквизит, любые подручные средства, но в
основном, желательно – фантазию и чувство юмора. Все одновременно
являются и зрителями концерта, и его участниками. Ведущий или кто-нибудь
из играющих становиться конферансье и объявляет номера концерта.
Номера могут быть самыми разными – шуточными и серьезными. Например,
«Выступление Краснознаменного армейского хора», «Пуля – дура, штык –
молодец», «Па-де-де из балета «Лебединое озеро», «Цирковой номер с
дрессированными крокодилами» и т. д.
Рефлексия.
Ребята, какие чувства остались у вас после занятия?