Галина Середнякова
Конспект занятия «Сюрприз от бабушки Федоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи"Сюрприз от бабушки Федоры"
цель: : Расширение представлений об окружающих предметах, развитие связной речи, памяти, речевого и слухового внимания, мышления.
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда» (чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, супница, чашка, блюдце, сахарница, ; готовить, жарить, варить, кипятить, тушить, наливать ; столовый, кухонный, чайный, глиняный, фарфоровый, стеклянный, деревянный, железный.) Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование относительных прилагательных – деревянный, стеклянный, железный, глиняный,употреблять слова противоположные по значению (чистая- грязная, полная - пустая.). Формировать целостное восприятие предмета (узнать посуду и сосчитать).
Публикация «Конспект занятия „Сюрприз от бабушки Федоры“» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, мышление («Четвертый лишний», «Так бывает или нет»,, координации речи с движением (заучивания стих по мнемокарте).
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к предметам, воспитывать чувство взаимопомощи, отзывчивости.
Предварительная работа:
- чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»,
- рассматривание иллюстраций на тему «посуда»,
- составление рассказов – описаний о предметах посуды.
Оборудование:
Красивая коробка, в ней лежит ; чайная (блюдце, чашка, сахарница, заварочный чайник, кухонная (кастрюля, дуршлаг, сковорода, ковш, столовая (ложка, тарелка, супница, салатник вилка, солонка) посуда.
Раздаточный материал: картинки «четвертый лишний», картинки «Вычеркни лишний предмет», мнемокарта для заучивания стиха, карточки для определения количества и названий посуды.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет, какой сегодня день недели, а завтра какой будет день недели…
2. Основная часть.
Беседа с детьми о посуде (кухонной, столовой, чайной).
Педагог вносит красивую коробку, спрашивает у ребят-
- Ребята, а вы не знаете, кто прислал нам эту коробку?
- Что лежит в этой коробке?
( Ответы детей: конфеты, печенье, машинки, шоколад.)
Педагог читает на коробке.
- Здесь письмо.
«Открыть только тогда, когда догадаетесь от кого сюрприз.
Я почистила песочком,
Окатила кипяточком,
И она будет опять
словно солнышко сиять.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать
Буду, буду я посуду
И любить и уважать».
П: догадались от кого сюрприз?
( Дети: сюрприз - от Федоры. И там лежит посуда.)
- А вот и сама бабушка Федора.
П: почему посуда ушла от Федоры?
( ответы детей: она ее не мыла, не ухаживала за посудой, посуда была грязная. Не чистила посуду.)
- А как надо ухаживать за посудой?
- мыть посуду, чистить порошком, расставлять по своим местам, чтобы на полочках также было чисто.
Открывают коробку.
- Ребята, в коробке лежит чистая посуда, но в полном беспорядке.
-Поможем Федоре, разложим все по своим местам, а ты, Федора Егоровна, смотри и слушай и запоминай.
( Имитация кухни: стол с кухонной посудой,
Дети идут на кухню.
П -В какой посуде мы можем приготовить обед, завтрак или ужин (пожарить котлеты, сварить борщ, кашу, компот?
( Ответы детей: в сковороде, в кастрюле).
Игра «Что для чего».
В кастрюле (можно приготовить суп, борщ, кашу).
В сковороде (пожарить котлеты, рыбу, мясо).
В дуршлаге (помыть фрукты, промыть макароны).
В чайнике (вскипятить чай).
- эта посуда сделана из железа – значит она какая- (железная)
П: Как называется эта посуда (кастрюля, сковорода, дуршлаг, чайник?
( Ответы детей: посуда называется - кухонная.)
П: сейчас сварим борщ Федоре.
Динамическая пауза
Чики - чики - чики - ща!
Вот капуста для борща.
Покрошим картошки
Свеколки, морковки,
Полголовки лучку, да зубок чесночку.
Чики - чики - чики - чок
И готов борщичок!
Педагог- Обед мы приготовили, давайте накормим бабушку Федору.
-Как называется посуда, которую ставят на стол к обеду, завтраку, ужину.
(столовая посуда).
- назовите столовую посуду.
(ложка (металлическая, деревянная, тарелка (глубокая, мелкая, вилку, супницу, салатник).
Игра «Какая посуда?»
- салатник, супница, тарелка – они сделаны из стекла, значит (они какие) – стеклянные;
ложка - из дерева - (она какая) – деревянная;
горшок из глины – (он какой) – глиняный.
П: осталось напоить чаем Федору Егоровну.
- какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?
(Чашка, блюдце, ложечка, сахарница, конфетница).
- Как называется эта посуда? (Чайная).
Федора Егоровна знает теперь какая бывает посуда, что готовят в посуде и из какой посуды едят и пьют чай.
П: Федора поставила посуду по полкам да и перепутала что - то.
3. Задание «Вычеркните лишний предмет»
4. Игра с мячом: «Скажи наоборот»
1Моя кастрюля чистая, а твоя (грязная).
2. Моя чашка полная, а твоя пустая.
3У меня графин высокий, а у тебя низкий.
4 У меня нож тупой, а у тебя острый.
5, На моем столе много посуды, а на твоем (мало).
6. У меня кастрюля горячая, а у тебя (холодная).
7 Мое ведро тяжелое, а твое ведерко (легкое).
5. Заучивание стиха по мнемокарте с движениями.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни, разобьются.
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принёс.
Мнемотаблица, для заучивания стиха.
6. Упала посуда с подноса и разбилась.
«Собери посуду»
7.«Сосчитай, назови посуду»
8. П : следующее задание - «Скажите так бывает или нет»
Ответы- рассуждения детей.
- Мама купила красивую большую деревянную кастрюлю.
- На столе лежал острый, длинный, бумажный нож.
- Бабушка выронила из рук глиняный коричневый горшок.
- Папа пожарил картошку в голубой тарелке.
- На столе стояли высокие стеклянные стаканы.
П: вот, еще маленькая коробочка, а в ней записка.
«С заданиями справились ребята.
Меня вы все удивили.
По полкам посуду разложили,
Поставили дружно вряд,
До сих пор еще стоят.
И борща вы мне сварили
Всем меня вы удивили.
Про посуду знают всё.
Посчитали быстро вы её.
Печенье к чаю посылаю
И здоровья всем желаю
Федора»
9. Итог занятия. Раздают печенье. Благодарят.