Анна Филиппова
Конспект занятия «Свет» с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии» в рамках инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках инновационной деятельности по STEM образованию модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
«Свет»
Публикация «Конспект занятия „Свет“ с цифровой лабораторией „Наураша в стране Наурандии“ в рамках инновационной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Цель: Создать условия для знакомства дошкольников с понятием «свет», «источники света», «свойства света»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
2. Формировать навыки исследовательской деятельности.
3. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
4. Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
5. Активизировать словарь детей.
6. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи.
Оборудование: Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» модуль «Свет», датчик «Божья коровка», ноутбук, макет солнечной системы, фонарики, прозрачные пленки, светофильтр, деревянные брусочки, кусочки ткани (плотная и не плотная, кусочки бумаги (писчая+картон, схемы опытов, настольная лампа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами снова в нашей исследовательской цифровой лаборатории «Наураша»
- Вам интересно, какие опыты и эксперименты мы сегодня будем проводить с Наурашей? (Да)
- Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это? (Ответы детей)
- Ребята, посмотрите на стол, что вы видите? (Коробку.)
- Хотите узнать, что в ней находится?
- Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.
(Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.)
- Что вы увидели? ….) Как вы думаете, почему вам ничего не видно? (В коробке темно и нет света.)
- Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.)
- А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? (Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки.)
Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: «Что вы увидели в коробке?»
Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость, шарики.
- Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки? (Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.)
Дети и воспитатель открывают коробку.
- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Ответы детей)
2. Основная часть
- Маша, покажи, где находится солнце? Солнце – это звезда, которая излучает свет.
- Солнце – это естественный источник света, который создала природа. Оно светит всегда и никогда не гаснет.
- Ребята, а что еще можно отнести к естественным источникам света? (Свет от луны, звезд, молния, светлячок, ….)
- А фонарик – это естественный источник света? (нет). Верно, помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал и создал человек, для своего более комфортного существования.
Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться (Свеча, фонарик, лампочка, спички.)
- Верно, молодцы.
- Ребята, а что же такое свет? И какими свойствами он обладает? (Предположительные ответы (источник энергии, это чтобы вечером не пугаться)
- Ребята, что же такое свет? И какими свойствами он обладает?
Разобраться нам в этом поможет наш друг мальчик-ученый Наураша. Предлагаю пройти к нему в лабораторию.
Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории :
Все вместе отправляются в лабораторию.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня мы с нашим маленьким ученым Наурашей отправляемся в лабораторию, где он нас познакомит со свойствами света.
Правила работы в ЛАБОРАТОРИИ.
- Прежде чем, начать работу, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :
Правило №1. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Правило №2. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
Правило №3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №4. Не пробовать на вкус жидкости в стаканах.
Правило №5. Сначала дослушай задание Наураша до конца, а потом выполняй его.
Экспериментальная часть.
Наураша рассказывает детям :
1. Что такое свет?
2. Мы видим благодаря свету
- Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он рассказывает.
Ребята, а что же такое все-таки свет? Что вы поняли? Свет – это лучи, расходящиеся от солнца. И, одновременно, крошечные частички – фотоны.
- Наураша подготовил для нас интересные опыты, из которых мы узнаем свойства света. Прежде всего для всех опытов со светом нам необходим датчик освещенности – божья коровка. Давайте начнем.
Опыт №1.
-Что нам предлагает сделать мальчик Наураша "Измерение силы света фонарика и экрана". Послушаем.
- Посмотрите на шкалу освещенности – при ярком свете, она заполняется полностью, а при слабой освещенности – шкала может меняться, давайте сделаем вывод: почему экран не такой яркий как фонарик (Ответы детей)
- Экран не должен быть таким ярким как фонарик, потому что если экран будет таким же ярким, то у нас испортиться зрение.
Опыт №2. Наураша : «Свет – самая быстрая штука на Земле и даже во Вселенной! Он летит быстрее всех!»
- Ребята, представьте себе, ученые доказали, что свет за одну секунду может пролететь вокруг земного шара по экватору семь с половиной раз! А от Солнца до Земли Свет проходит за 8 минут.
(Наураша предлагает провести еще один эксперимент.
Слушаем и проводим измерения с Наурашей. Ребенок комментирует, что делает.)
- Ребята, что вы заметили, проводя этот опыт? (Освещенность стала меньше, когда датчик мы направили в угол. Так как в темный угол добирается не весь свет, часть теряется по дороге)
Опыт №3. «Создание комфортного света» (Создание темноты и рабочего комфортного освещения под лампой).
-А кто подскажет, как нам создать темноту около датчика? (закрыть тряпочкой, коробочкой)
- Давайте измерим освещенность под рабочей школьной лампой. (Достать лампу)
- Вот вы, ребята, скоро станете первоклашками, пойдете в школу, будете дома делать домашнее задание, а как думаете, после проведенного эксперимента, где комфортнее будет выполнять их: в темноте или за столом при освещении рабочей лампы? (за столом под рабочей лампой.)
Слушаем и проводим измерения с Наурашей.
Опыт №4. «Прохождение света через объекты. Способность света проникать или не проникать через предметы»
Наураша «Свет умеет проникать сквозь прозрачные вещи. Именно поэтому мы их так и называем. Вот, например, стекло – прозрачное!» (эксперимент со светофильтром – зеленым) – освещенность уменьшилась. Все потому, что через фильтр прошла только часть света.
- Ребята, сейчас мы с вами попробуем провести этот опыт в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, на подносе у вас лежат разные предметы, что это за предметы, ребята? (тряпочки, дощечка, картон, бумага писчая)
- Ребята, все эти предметы вам необходимо разделить на 2 группы: в первую группу - к черной метке вы должны положить предметы, которые свет не пропускают, а во вторую группу – к желтой метке предметы, которые свет пропускают.
- Ребята, что у вас получилось? (А у вас как?.)
- А вся ли ткань (бумага) одинаково пропускает свет. Почему? (ответы детей)
- Ребята, что мы узнали из проведенного опыта? Через какие предметы свет проходит?
- А через какие предметы свет не проходит?
Вывод: Значит, свет может проникать через прозрачные (не плотные) предметы, а через непрозрачные (плотные) предметы – не проходит.
- Наведите, пожалуйста, порядок на своем рабочем месте и присаживайтесь на стульчики.
III. Заключительная часть.
- Молодцы, ребята, мы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о свете, о его свойствах? С чем нас познакомил мальчик – ученый Наураша в своей лаборатории? Что вам запомнилось? В чем были трудности? (Ответы детей)
-Ребята, вы все отлично справились с заданиями, вы молодцы!