надежда пермякова
Конспект занятия в технике граттаж «Сувенир для мамы» для воспитанников 4 группы детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сувенир для мамы»
Назначение: подарок, украшение для интерьера.
Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике «граттаж».
Задачи: познакомить с созданием рисунка в технике «граттаж»; формировать умение работать с заострёнными предметами; развивать творческое воображение; воспитывать аккуратность при работе; прививать интерес к изобразительному искусству.
Публикация «Конспект занятия в технике граттаж „Сувенир для мамы“ для воспитанников 4 группы детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Оборудование: альбомный лист или картон, акварель, вода, кисть, восковые карандаши, чёрная тушь или гуашь, деревянная заострённая палочка, ручка, жидкое мыло, тряпочка. Презентация «Мы танцуем для мамы», презентация с показом работ, выполненных в технике граттаж, образцы.
Продолжительность: 2 занятия
Содержание
1 занятие
На первом уроке дети выполняют предварительную работу и знакомятся с техникой граттаж.
I.Организационный момент.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши улыбающиеся лица. Сегодня мы вновь встречаемся с вами на занятии по творческому развитию, разрешите пожелать вам прежде всего успехов в получении новых знаний. А начнём мы занятие с ритуала «Приветствие».
Добрый день! Я вам говорю
Добрый день! Я всех вас люблю!
Желаю Вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться.
Дети продолжают ритуал и приветствуют друг друга.
II.Введение в тему.
Воспитатель: - Прошу посмотреть вас на образцы работ, что висят на доске. Внимательно рассмотрите их и скажите, что их объединяет?
Дети дают свои ответы.
Воспитатель: - Верно, эти работы выполнены простым процарапыванием.
Сегодня я покажу вам одну из у интереснейших техник рисования. Это граттаж. Что такое техника граттаж? Граттаж - это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Для того, чтобы выполнить граттаж нужно приготовить основу для рисования, т. е. натереть лист бумаги свечой, сверху нанести слой смеси из туши и жидкого мыла, и только потом заостренной палочкой процарапать задуманный рисунок. Придется приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок.
Граттаж – техника занимательная и необычная.
Профессиональные художники, работающие в технике граттаж, используют наборы специальных резцов (резаков).
Впервые такую технику использовал М. В. Добужинский, создавая свои фантастические произведения. (Если позволяет время можно рассказать о работах Кристины Пенесси).
III.Основная часть.
1. Просмотр презентации «Граттаж».
2. Беседа.
-Что такое граттаж?
- В каких случаях и для чего можно использовать работы, выполненные с помощью этой техники?
-А какой самый ближайший праздник?
- Как вы к нему готовитесь?
- Молодцы, расскажите мне, что вы знаете об этом празднике? (рассказы детей)
3. Рассказ воспитателя о истории праздника.
- История этого праздника идёт ещё с Древнего мира, когда считалось, что у богов, которые живут на небесах, обязательно есть главная богиня — богиня - мать. Без неё не может быть жизни как на небе, так и на земле. Мать надо любить, беречь и почитать.
Сейчас День матери отмечают во многих странах, но в разное время (в мае — Индия, США, Мексика, Украина, в октябре — Беларусь). В этот день все, и взрослые, и дети поздравляют своих матерей и стараются сделать им что-то приятное. В некоторых странах имеются символы этого праздника. Например, в США и Австралии в этот день на одежду люди прикалывают гвоздику.
В России День матери — один из самых молодых праздников. Ещё не сложилось каких-то особых традиций по его празднованию. Но главное, что стараемся мы сделать - это окружить свою маму в этот день заботой, вниманием и любовью. Неплохо в этот день подарить маме какой-либо памятный сувенир, выполненный с любовью и старанием.
4. Физминутка «Мы танцуем для мамы» (Презентация)
5. Пальчиковая гимнастика.
- сжимание-разжимание кистей рук
- вышли пальчики гулять…
- едет белка на тележке…
6. Творческая деятельность детей с пошаговым показом воспитателем выполнения работы.
Предварительная работа и сам процесс выполнения работы демонстрируется воспитателем.
1. Берём картон (можно использовать плотную бумагу).
2. Бумагу лучше всего закрепить с помощью клейкой ленты.
3. Лист раскрашиваем разноцветной акварелью (если граттаж цветной)
4. Даём акварели просохнуть.
5. Натираем свечой (можно использовать мел, белую глину, яичный желток).
6. Закрашиваем лист чёрной тушью или гуашью. (Если покрываете гуашью, нужно добавить жидкое мыло, или клей ПВА, чтобы краска покрывала воск и не скатывалась. Если покрываете тушью придётся для равномерной окраски листа накладывать несколько слоёв).
7. Процарапываем рисунок с помощью заострённой деревянной палочки или ручки, снимая слои чёрной краски и воска.
8. Рисунок получится цветным или белым, в зависимости от приготовленного листа. Практическая работа.
9. Выставка и анализ работ.
VI.Итог. Ритуал «Прощание»
Воспитатель: - Посмотрите, какие хорошие заготовки получились. Хочется отметить ваше старание в их приготовлении. Сегодня наше занятие подошло к концу, прошу выйти всех для ритуала «Прощания». Начинаю, как всегда я: Сегодня я очень рада тому, что вы постарались и все успешно справились.
Любви, улыбок и цветов,
Прекрасных ярких дней
И самых добрых, нежных слов
От близких и друзей!
Далее дети делятся своими впечатлениями от занятия и пожеланиями.
2 занятие
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились для того, чтобы закончить выполнение работы в технике граттаж, но начнём занятие как обычно с ритуала «Приветствие». Как вы думаете, для чего этот ритуал необходим?
Дети делятся своими мнениями.
Воспитатель: - Наш ритуал помогает нам учиться быть внимательнее друг к другу – это так важно в жизни. Мы учимся общаться, учимся дружить, учимся жить вместе. А уметь жить вместе, дышать одним воздухом, решать важные для нас вопросы, делиться мнением – это нужно каждому, кто находится в коллективе.
- Ребята, на первом занятии мы с вами познакомились с техникой граттаж. Сегодня мы закончим нашу работу и постараемся на практике создать рисунок с помощью этой интересной техники. Приготовились все к выполнению пальчиковый гимнастики, чтобы разогреть наши ручки
Пальчиковая гимнастика.
- сжимание-разжимание кистей рук
- вышли пальчики гулять…
- едет белка на тележке…
II. Основная часть.
(Воспитатель объясняет, показывает мастер-класс, дети выполняют действия, предложенные воспитателем).
Поверхность черного цвета характеризуется полуматовым блеском; она, к сожалению, оставляет жировые и другие вещества с поверхности пальцев. Поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги. Поверхность картона должна быть абсолютно сухой перед началом работы, поскольку влажный картон будет крошиться и разрушаться в процессе снятия краски, и вы не сможете создать ясную, отчетливую линию. Обязательно предусмотрите плоское расположение листа картона, так как при сгибании он может переламываться, образовывать трещины и т. д.
Физминутка «Мы танцуем для мамы» (Презентация)
- Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя. Вы сначала попробуйте сделать набросок вашей работы. Рисунок лучше выбирать с большим количеством мелких деталей, тогда будет красиво.
Можно нарисовать контуры - карандашом (аккуратно, не процарапайте краску раньше времени) или перевести через копирку (на фоне чёрной гуаши вы получите вполне различимый серый цвет, который поможет вам обозначить контур рисунка).
Воспитатель: - Этап работы — нанесение рисунка - процесс очень кропотливый. Помните, если линия была проведена, избавиться от нее уже не получиться. Ввиду этого рекомендую вам для начала нарисовать рисунок на простом листе бумаги или воспользоваться тем, что я вам предложила. Затем наложите рисунок на черную основу и вновь прорисуйте очертания рисунка с помощью шариковой ручки. В результате на черной основе отмечается ваш рисунок и вам останется только процарапать его острым инструментом. Вот и все – работа выполнена.
Самостоятельная деятельность детей, выставка работ, подведение итогов.
VI.Итог. Ритуал «Прощание»
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на наши работы? Нравятся вам они? Как вы думаете, понравятся они мамам?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Конечно, ребята, я просто уверена, что ваши работы понравятся мамам и бабушкам, потому что они выполнялись вами с любовью и старанием. Вы поздравите свих близких и подарите эти работы вместе с теми цветами, что приготовили ранее.
Ритуал «Прощание» (дети высказывают своё мнение о занятии, делятся своими впечатлениями).