ЕЛЕНА КОЩЕНЕЦ
Конспект занятия «Соль-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Подготовила и провела
воспитатель: Кощенец Е. П.
по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Соль – волшебница!»
Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли, формировать
представления детей о соли и ее свойствах, через
исследовательскую деятельность.
Задачи:
Уточнить знания детей о свойствах соли;
продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение);
развивать навыки экспериментирования;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Темочки
воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Интеграция разных видов деятельности: беседы о свойствах соли, чтение сказок о соли, отгадывание загадок о соли, рассматривание иллюстраций соляных пещер, добычи соли, разнообразной техники для добычи соли в шахтах; наблюдения в уголке природы за посадкой лука, установление причинно-следственных.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; проведение опытов с солью и водой, опытов в посадке лука в землю и землю с солью; чтение художественной литературы о соли; отгадывание загадок о соли, изготовление поделок из соленого теста, рисование солью.
Материалы и оборудование: лупы, стаканчики с солью, блюдца, - различные виды соли (каменная, морская; крупная и мелкая, презентация о соли, тарелочки с солью, сырые куриные яйца, стаканы и ложки, влажные и сухие салфетки, большая ложка.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель: Все расселись по местам?
Никому не тесно?
Будет интересно!
Ребята, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила на свой сайт электронное письмо. На нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек. Нам с вами необходимо угадать это вещество с помощью загадки:
1. В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (Соль).
2. В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат! (Соль).
Правильно вы догадались – это соль.
Ребята, а знаете ли вы сказки про соль?
Мы с вами познакомились с румынской сказкой «Соль в кушанье», с русской народной сказкой «Соль».
Существует много пословиц и поговорок:
1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
2. Без соли, без хлеба — худа беседа.
3. Соли не жалей, так и есть веселей.
4. Пуд соли вместе съесть.
5. Подавая соль смейся, не то поссоришься
6. И старая кобыла до соли лакома.
На протяжении многих столетий соль была ценным товаром. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю и на рабов. Из-за нее устраивали войны.
Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.
К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – «соль рассыпал – к ссоре».
В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
История добычи соли на Руси отражена не только в древних рукописях, но и в названиях русских городов: Соликамск, Усолье Сибирское и т. п.
В настоящее время соляная шахта освещается электричеством, и в ней светло, как днем. Здесь, в этом сказочном подземном царстве, всюду работают машины. Все технические процессы механизированы. Добытые куски соли погружают на вагонетки электропоездов или на конвейер и доставляют к механическим соляным мельницам, которые тут же под землей размельчают соль. Готовую соль подают к подземной клети, а на поверхности ее ссыпают из клети прямо в товарные вагоны.
На Урале и Донбассе большие месторождения каменной соли. Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами.
Когда-то на том месте, где была соль, находилось соленое озеро, все, что попадало в него, покрывалось корочкой соли. Соли было так много, что она оседала на дне морей. Потом озеро высохло или море отступило, а оставшуюся соль засыпало со временем землей и песком., над ней образовались другие горные породы. Соль под их тяжестью все время уплотнялась и стала твердой и тяжелой, как камень, потому ее назвали каменной солью.
Соль важный для жизни человека минерал. И не только потому, что она нужна для химической промышленности. Самое главное - без соли человеческий организм не может развиваться, и человек заболевает.
Наша планета очень богата соляными месторождениями.
Как вы думаете, для чего используют соль?
Соль применяют для приготовления и сохранения пищи;
поливают ею дороги, чтобы не было гололеда;
Воспитатель: Посмотрите, какие интересные камни.
Как думаете, для чего их используют? Эта соль нужна для подкормки
животных. Они очень любят ее облизывать и называют ее соль-лизунец.
Соль необходима для жизни человека. Дефицит соли может привести к истощению человека, так как пища будет плохо перевариваться.
С помощью соли люди лечат различные заболевания.
Но и много употреблять соли нельзя. Это приведет к задержке жидкости в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отеками.
Сегодня мы с вами представим, что мы в лаборатории.
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
• близко не подносить предметы к глазам,
• без надобности ничего не брать в рот,
• строго соблюдать инструкции воспитателя.
Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, какая она по цвету? (белая)
Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая соль на вкус? (соленая)
Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)
Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа? (кристаллы)
Возьмите ложку, наберите соли и пересыпьте ее в стакан. Что вы
наблюдаете? (сыпется – сыпучая)
Какой вывод можно сделать о соли, какая она?
• белая
• соленая
• сыпучая
• не имеет запаха
У вас в стакане соль, насыпьте еще соли. А теперь ложкой налейте
немного воды. Что мы видим? (соль не растворилась)
Куда же делась вода? (Она впиталась)
Это произошло потому, что мы налили немного воды, соль впитала воду.
А теперь налейте побольше воды и размешайте. Куда делась соль?
(растворилась)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Если налить немного воды – то соль впитает воду, а если много воды – то соль растворится.
Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В сильно соленой воде практически невозможно утонуть. Хотите проверить?
Сейчас мы с вами проведем эксперимент и проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.
Для этого мы возьмем с вами 2 сырых яйца и 2 стакана. В одном стакане
пресная вода, в другом – соленая. Давайте мы попробуем определить, в каком стакане соленая вода?
Берем сырое яйцо и опускаем в первый стакан с водой. Что произошло? (оно утонуло)
Затем второе яйцо опускаем во второй стакан с водой. Что можно сказать про это яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности).
Как вы думаете, в каком стакане соленая вода? (конечно в том, где яйцо осталось плавать на поверхности.)
Подводим итог:
– Скажите, что нового и интересного вы узнали о соли?
Соль – белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха.
- Какие свойства имеет соль?
Растворяется в воде, соленая вода удерживает предметы на поверхности.
Соль помогает сделать пищу вкуснее. Еще помогает сохранить продукты, для консервирования.
Соль применяют для оздоровления: делают ингаляции, промывают нос и горло, принимают ванны. А также соль нужна нам, она отвечает за работу мышц и для пищеварения.
Но в больших количествах соль вредна для нас. Она задерживает жидкость в организме, затрудняет работу сердца и почек. От этого люди страдают головными болями и отеками.
Ребята давайте сделаем на память о сегодняшнем занятии «Радугу из соли».
Нам понадобится соль, цветные мелки, прозрачная емкость, воронки.
Насыпаем 2-3 чайных ложки мелкой соли на цветной лист бумаги. Берем мелок, начинаем раскатывать его по соли, слегка надавливая. Соль становится цветной. Высыпаем в прозрачную емкость. Делаем слоями. Получается радуга.
Мы много интересного узнали о соли и можем так сказать: «Соль – это удивительное вещество»).
Воспитатель: Мне понравилось, как вы работали. Большое вам спасибо.