Ольга Лыгина
Конспект занятия социального педагога «Знакомство с вышивкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить выпускников с историей русской вышивки.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить выпускников с орудиями труда рукодельниц (иголка, пяльцы, ножницы, нитки).
- познакомить с историей вышивки на Руси.
- закрепить знание формы и умения составлять узор.
Развивающие:
- развивать художественный вкус.
- развивать устойчивый интерес к народному творчеству.
Воспитательные:
Темочки:
- Вышивание. Вышивка для детей
- Вышивка, вышивание. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
- воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Предварительная работа:
- беседа о видах народного творчества.
- беседа о соблюдении технике безопасности в работе с острыми предметами.
Оборудование:
- иллюстрации, изделия с вышивкой, ножницы, иголки, мулине, схемы рисунков, канва.
Время реализации: занятие 40 минут.
Целевая аудитория: выпускник отделения СПСВ от 18 до 23 лет.
Место проведения: ГКУСО МО Семейный центр помощи семье и детям «Ступинский» отделение СПСВ.
Дата проведения: 14.12.2022г.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Социальный - педагог :
- Сегодня мы с тобой будем беседовать о вышивке.
- Это мое хобби.
- Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов.
Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева.
В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни.
Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.
В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.
2. Основная часть.
Выбор материалов, инструментов, приспособлений.
Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.
В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.
О цвете.
Цвет имеет большое значение в осуществлении замысла художника. Цветом можно усилить или уменьшить звучание того или иного элемента узора. Не все цвета, расположенные рядом, выглядят красиво.
Гармония, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов, является очень важным элементом зрительного восприятия.
Цвет – это ощущение, возникающее в результате возникновения света на наш глаз. Тёплые цвета – красный, жёлтый. Холодные – все оттенки синего.
Швы вышивки :
Рис. 1.- шов вперёд иголка;
Рис. 2.- шов козлик;
Рис. 3.- счетная гладь;
Рис. 4.-шов полукрест;
Рис. 5.- крест простой.
Текущий инструктаж:
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны.
Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков- в папке.
Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см.
Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
Практическая работа.
а). Выберите схему рисунка.
б). Заправьте ткань в пяльцы.
в). Подберите по цвету нитки для рисунка и приступайте к работе.
В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание на соблюдение эстетических требований: сочетание цветов, закрепка ниток и др.
2. Заключительная часть (рефлексия).
На данном занятии мы познакомились с историей возникновения вышивки крестом. Рассмотрели работы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.
- С какой вышивкой вы познакомились?
- Как давно зародилась вышивка крестом?
- Где можно применять этот вид творчества?
- Какие виды швов вы узнали?
С давних пор люди разных народов использовали вышивку для украшения текстильных изделий. Это и одежда, и предметы домашнего обихода, и просто декоративные изделия.
Пусть они послужат источником вдохновения в ваших творческих попытках.
Вышивка – это большое искусство, желаю вам успехов в технологии его освоения.