Ирина Аксенова
Конспект занятия по речевому развитию «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Семья»
Образовательные области: Познание. Речевое развитие.
Цель: Выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений.
Задачи:
Образовательные задачи: Расширяем и систематизируем представление о семье, учим назвать членов семьи.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Развивающие задачи : развиваем внимание и память, логическое мышление –умение подбирать пары слов по ассоциации (мама-папа, бабушка-дедушка, брат сестра и др., отгадывать загадки.
Воспитательные задачи: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, любовь и уважение ко всем членам семьи.
Коррекционные задачи: Развитие словаря, связной речи, лексического и грамматического материала. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Словарная работа: Семья, мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, большая, крепкая, дружная. Развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь-доказательство.
Материал к занятию : Картинки Семейная фотография, генеалогическое дерево на каждого ребенка, портреты членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки, песня «Семья».
Ход занятия:
1. Воспитатель: Предлагаю начать наше занятие с вопросов, имеющих прямое отношение к теме нашего занятия. Я буду вам задавать вопросы, а вы правильно называть слова:
Самые родные для ребенка люди. (Мама, папа); Самый младший член семьи. (Ребенок); Кто из вашей семьи ходит в детский сад? (Я); Все нарядные с утра: я, братишка и (сестра); Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка); Слово, означающее жилище, кров. (дом); Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году. (День рождения).
Воспитатель: Молодцы! У каждого человека есть своя семья. Скажите, а кого мы называем членами нашей семьи? (Ответы детей) Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
А сейчас я вам покажу картинку «Семейная фотография». На ней изображена большая семья : Бабушка, дедушка, мама, папа, дети. В каждой большой семье много родственников. Давайте обсудим с вами кто кому кем приходится в семье. Как зовут детей на картинке? Маша и Ваня.
Воспитатель задает вопросы: а как дети называют свои родителей? Ответы детей (мама, папа); а как Маша и Ваня называют родителей своих родителей? (бабушка, дедушка); а как называют бабушка и дедушка Машу и Ваню? (Внуками). Правильно, это внуки. А как называют папа и мама Маши и Вани? Ответы детей: (дочка и сынок). Правильно ребята вы молодцы, вот мы с вами разобрались кто кому приходится. Ваня Маше-брат, Маша Ване- сестра, мама с папой- муж и жена: папа маме – муж, а мама папе-жена. А кто дедушка для бабушки? Ответы детей: (муж). А кто бабушка для дедушки? (жена). А кто в семье самый старший? Ответы детей (дедушка и бабушка). А кто самый младший? (дети-Маша и Ваня. Воспитатель: Молодцы!
2. А теперь поиграем в игру «Назови ласково»
Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д
Как мы назовем ласково своих родственников?
Мама – мамуля, мамулечка, мамочка.
Папа-папочка, папулечка, папуля.
Бабушка-бабулечка, бабуля, бабулечка.
Дедушка-дедулечка, дедуля, дедуленька.
Дочь-доченька, дочурка, доча, дочура.
Сын-сынуля, сыночек, сынулечка.
Внучка- внученька.
Пальчиковая игра: «Вот и вся моя семья». (Дети имитируют движения)
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я, (загните мизинчик)
Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)
3. Воспитатель: а теперь послушайте стихотворение Елена Васильевна Губина «Кто такие наши предки?»
Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами.
Кто возился в детстве с вами?
Это – мама, это – папа,
Это – бабушка и дед,
Это – прадед. Он родился
Перед вами за сто лет.
Все, что видим мы сейчас,
Предки сделали до нас.
Лампа, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом,
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
И от предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской,
И кто был до нас с тобой!
Воспитатель: Ребята мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. А каким образом по родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов или камер? Ответы детей. Как назывались такие записи? Ответ: (родословные).
Как назывались зарисовки своей родословной? Ответы детей: (семейным древом, генеалогическое древо). Каждый может составить свое генеалогическое древо.
4. Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое дерево»
(дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)
Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.
Молодцы ребята, вы знаете какие родные и дорогие наши люди.
Дидактическая игра «Подбери признаки»
Игра строится в форме отгадывания по определениям. Воспитатель перечисляет прилагательные, а дети отгадывают, о ком идет речь:
Какая? - ласковая, умная, заботливая, красивая, терпеливая, хозяйственная – мама;
Добрая, старенькая, внимательная, отзывчивая, ласковая-бабушка;
Красивая, активная, прилежная, модная- сестра;
Какой? – сильный, строгий, работящий, умный – папа;
добрый, мудрый, серьезный, седой, старый –дедушка;
маленький, сильный, большой, старший, младший –брат.
Физкультминутка: "Семейная зарядка".
(Движения в соответствии с текстом)
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: А, сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.
Отгадывание загадок:
Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная … (мамочка)
Всё хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит … (бабушка)
Надарила безделушек-
Семь матрёшек и бобрёнка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя … (сестрёнка)
Угадай-ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья от вас ответа.
Молодцы! Конечно (папа)
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый …. (дедушка)
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший … (брат)
В этом слове семь букв «Я».
Отгадай-ка, друг! (семья)
Воспитатель: Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок.
«Семья сильна, когда над ней крыша одна»
«Согласие да лад – в семье клад»
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Семья сильна, когда крыша одна»
«Сердце на месте, когда семья вместе»
«Лучший клад - когда в доме лад»
«В гостях хорошо, а дома лучше»
«Мой дом - моя крепость»
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? Ответы детей: (не обижаться, не ссориться, помогать друг другу, любить и уважать всех членов семьи). Да, ребята, хорошо, что у вас есть семья, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, понимают, весело живут вместе. Нам пришла пора заканчивать наше занятие, и я предлагаю всем вместе прочитать стихотворение.
Этюд "Утреннее фото"
Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями.
Встань, как только солнце встанет (тянут руки вверх)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет -(тянут руки вперёд)
Ты подставь скорей ладошку (подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым. (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
Всё прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: "С добрым утром!"( дети повторяют вместе с педагогом: "С добрым утром!")
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям,
Птицам. (широко разводят руки в стороны.)
И весёлым, интересным
День твой должен получиться!
(улыбаются друг другу.)