Папки-передвижки

Конспект занятия по речевому развитию «Семья»

Ирина Аксенова
Конспект занятия по речевому развитию «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Семья»

Образовательные области: Познание. Речевое развитие.

Цель: Выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений.

Задачи:

Образовательные задачи: Расширяем и систематизируем представление о семье, учим назвать членов семьи.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Семья“» размещена в разделах

Развивающие задачи : развиваем внимание и память, логическое мышление –умение подбирать пары слов по ассоциации (мама-папа, бабушка-дедушка, брат сестра и др., отгадывать загадки.

Воспитательные задачи: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, любовь и уважение ко всем членам семьи.

Коррекционные задачи: Развитие словаря, связной речи, лексического и грамматического материала. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Словарная работа: Семья, мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, большая, крепкая, дружная. Развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь-доказательство.

Материал к занятию : Картинки Семейная фотография, генеалогическое дерево на каждого ребенка, портреты членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки, песня «Семья».

Ход занятия:

1. Воспитатель: Предлагаю начать наше занятие с вопросов, имеющих прямое отношение к теме нашего занятия. Я буду вам задавать вопросы, а вы правильно называть слова:

Самые родные для ребенка люди. (Мама, папа); Самый младший член семьи. (Ребенок); Кто из вашей семьи ходит в детский сад? (Я); Все нарядные с утра: я, братишка и (сестра); Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка); Слово, означающее жилище, кров. (дом); Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году. (День рождения).

Воспитатель: Молодцы! У каждого человека есть своя семья. Скажите, а кого мы называем членами нашей семьи? (Ответы детей) Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

А сейчас я вам покажу картинку «Семейная фотография». На ней изображена большая семья : Бабушка, дедушка, мама, папа, дети. В каждой большой семье много родственников. Давайте обсудим с вами кто кому кем приходится в семье. Как зовут детей на картинке? Маша и Ваня.

Воспитатель задает вопросы: а как дети называют свои родителей? Ответы детей (мама, папа); а как Маша и Ваня называют родителей своих родителей? (бабушка, дедушка); а как называют бабушка и дедушка Машу и Ваню? (Внуками). Правильно, это внуки. А как называют папа и мама Маши и Вани? Ответы детей: (дочка и сынок). Правильно ребята вы молодцы, вот мы с вами разобрались кто кому приходится. Ваня Маше-брат, Маша Ване- сестра, мама с папой- муж и жена: папа маме – муж, а мама папе-жена. А кто дедушка для бабушки? Ответы детей: (муж). А кто бабушка для дедушки? (жена). А кто в семье самый старший? Ответы детей (дедушка и бабушка). А кто самый младший? (дети-Маша и Ваня. Воспитатель: Молодцы!

2. А теперь поиграем в игру «Назови ласково»

Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д

Как мы назовем ласково своих родственников?

Мама – мамуля, мамулечка, мамочка.

Папа-папочка, папулечка, папуля.

Бабушка-бабулечка, бабуля, бабулечка.

Дедушка-дедулечка, дедуля, дедуленька.

Дочь-доченька, дочурка, доча, дочура.

Сын-сынуля, сыночек, сынулечка.

Внучка- внученька.

Пальчиковая игра: «Вот и вся моя семья». (Дети имитируют движения)

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

3. Воспитатель: а теперь послушайте стихотворение Елена Васильевна Губина «Кто такие наши предки?»

Рассказать хочу вам, детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это – мама, это – папа,

Это – бабушка и дед,

Это – прадед. Он родился

Перед вами за сто лет.

Все, что видим мы сейчас,

Предки сделали до нас.

Лампа, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом,

Даже мяч, футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много-много лет назад

Предки начали писать.

И от предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской,

И кто был до нас с тобой!

Воспитатель: Ребята мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. А каким образом по родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов или камер? Ответы детей. Как назывались такие записи? Ответ: (родословные).

Как назывались зарисовки своей родословной? Ответы детей: (семейным древом, генеалогическое древо). Каждый может составить свое генеалогическое древо.

4. Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое дерево»

(дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)

Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.

Молодцы ребята, вы знаете какие родные и дорогие наши люди.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Игра строится в форме отгадывания по определениям. Воспитатель перечисляет прилагательные, а дети отгадывают, о ком идет речь:

Какая? - ласковая, умная, заботливая, красивая, терпеливая, хозяйственная – мама;

Добрая, старенькая, внимательная, отзывчивая, ласковая-бабушка;

Красивая, активная, прилежная, модная- сестра;

Какой? – сильный, строгий, работящий, умный – папа;

добрый, мудрый, серьезный, седой, старый –дедушка;

маленький, сильный, большой, старший, младший –брат.

Физкультминутка: "Семейная зарядка".

(Движения в соответствии с текстом)

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель: А, сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.

Отгадывание загадок:

Излучает она свет,

От улыбки – ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная … (мамочка)

Всё хозяйство: лебеда

Да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит … (бабушка)

Надарила безделушек-

Семь матрёшек и бобрёнка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя … (сестрёнка)

Угадай-ка, кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

Жду, друзья от вас ответа.

Молодцы! Конечно (папа)

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый …. (дедушка)

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший … (брат)

В этом слове семь букв «Я».

Отгадай-ка, друг! (семья)

Воспитатель: Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок.

«Семья сильна, когда над ней крыша одна»

«Согласие да лад – в семье клад»

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Семья сильна, когда крыша одна»

«Сердце на месте, когда семья вместе»

«Лучший клад - когда в доме лад»

«В гостях хорошо, а дома лучше»

«Мой дом - моя крепость»

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? Ответы детей: (не обижаться, не ссориться, помогать друг другу, любить и уважать всех членов семьи). Да, ребята, хорошо, что у вас есть семья, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, понимают, весело живут вместе. Нам пришла пора заканчивать наше занятие, и я предлагаю всем вместе прочитать стихотворение.

Этюд "Утреннее фото"

Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями.

Встань, как только солнце встанет (тянут руки вверх)

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет -(тянут руки вперёд)

Ты подставь скорей ладошку (подставляют ладошки солнышку.)

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым. (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)

Всё прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: "С добрым утром!"( дети повторяют вместе с педагогом: "С добрым утром!")

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям,

Птицам. (широко разводят руки в стороны.)

И весёлым, интересным

День твой должен получиться!

(улыбаются друг другу.)

Публикации по теме:

Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья»Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Конспект игры-занятия по речевому развитию «Шишечки» Цель: Активизация словаря у детей посредством словесных игр. Задачи: 1. Учить детей имитировать действия животных в соответствии с текстом;.

Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья»Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья» Цель: формирование у детей понятие «дом», «семья», «детский сад», «новоселье». Задачи: Образовательные • Расширять знания о ближнем окружении,.

Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа А. Рубинова «Ступенька»Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа А. Рубинова «Ступенька» Задачи: - учить составлять рассказ о своей семье по опорным вопросам; - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Задачи: - учить составлять предложения по сюжетным картинкам; - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить.

Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Л. Толстого «Два товарища»Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Л. Толстого «Два товарища» Задачи: - учить составлять предложения по сюжетной картинке; - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - учить выделять.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Моя семья» Программное содержание: Связная речь: Учить совместно с воспитателем составлять короткий повествовательный рассказ о своей семье, семейных.

Конспект занятия по речевому развитию «В гости к звуку [Ж]»Конспект занятия по речевому развитию «В гости к звуку [Ж]» Тема: «В гости к звуку Ж» Цели: коррекцоинно-образовательные: 1. Формировать навык четкого произнесения звука Ж в слогах, словах, предложениях,.

Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]»Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]» Цель: знакомство с гласным звуком [О], с буквой «О». В игровой форме дети учатся выделять звук "о" из начала, середины, конца слов. Учатся.

Конспект занятия по речевому развитию «Гласные звуки»Конспект занятия по речевому развитию «Гласные звуки» Цель: Обобщение знаний о гласных звуках; Задачи: Образовательные: -уточнить артикуляцию гласных звуков; -формировать навык различения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Семья»
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 23:42
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «Семья»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Аксенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД